В ходе проверки Гоструда установило, что в 2014–2015 гг. на предприятии не начисляли индексацию. Соответственно, за данный период провели доначисление сумм индексации за прошлые годы. Какой штраф, кроме доначисленных сумм индексации, нам грозит?

ОТВЕТ: В случае непроведения индексации зарплаты работников работодателей могут привлечь к ответственности согласно ст. 265 КЗоТ, а должностных лиц — ч. 1 ст. 41 КУоАП. Если существует риск квалифицировать данную невыплату как «безосновательная» в течение более 1 месяца, то возможно привлечение руководителя и к уголовной ответственности (ст. 175 УКУ). Далее — более подробно.

Административная ответственность

В случае выплаты зарплаты в неполном объеме (а индексация приравнивается к ней) на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, и граждан — субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с ч. 1 ст. 41 КУоАП налагается админштраф в размере от 30 до 100 НМДГ (от 510 грн до 1700 грн). Если в течение года повторно совершено такое же правонарушение, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, тогда штраф возрастает до размера от 100 до 300 НМДГ (от 1700 грн до 5100 грн).

Решение о наложении админштрафа выносится судом на основании протокола об административном нарушении, составленного по результатам проверки Гоструда (ст. 221 и ст. 255 КУоАП).

Если должностные лица предприятия или предприниматель не исполнят законных требований представителей Гоструда и не устранят нарушения, то данные действия повлекут за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 НМДГ, то есть от 850 до 1700 грн (ст. 1886 КУоАП).

Заметим: админвзыскание может налагаться не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через 2 месяца со дня его обнаружения (ч. 1 ст. 38 КУоАП).

Особое внимание необходимо уделить вопросу по поводу того, длящееся или недлящееся это правонарушение. В письме от 01.12.2003 г. № 22-34-1465 Минюст констатирует: длящимися административными проступками являются проступки, которые связаны с длительным, непрерывным неисполнением обязанностей, предусмотренных правовой нормой, прекращаются или исполнением регламентированных обязанностей, или привлечением виновного в неисполнении лица к ответственности.

То есть длящиеся правонарушения характеризуются тем, что лицо, совершившее какие-то определенные действия или бездействие, пребывает в будущем в состоянии непрерывного продолжения этих действий (бездействия). Такие действия непрерывно нарушают закон в течение определенного времени. Иногда подобное состояние продолжается длительный период, и все время виновное лицо непрерывно совершает правонарушения в виде неисполнения возложенных на него обязанностей.

Следовательно, поскольку в рассматриваемой ситуации обязательство по непроведенной индексации (в 2014–2015 гг.) никуда не исчезает, даже если работодатель возобновил начисления индексации (например, с 2016 года), но не «погасил» обязательства за прошлые годы, то данное правонарушение считается длящимся. Поэтому должностным лицам грозит админштраф в соответствии с ч. 1 ст. 41 КУоАП.

Финансовая ответственность

Напомним: с 01.01.2015 заработали финансовые санкции за нарушение трудового законодательства (ст. 265 КЗоТ). Штрафы разные, в зависимости от вида нарушения. Гоструда убеждено, что индексация зарплаты — это одна из минимальных государственных гарантий (письмо от 19.05.2016 г. № 5548/4/4.3-ДП-16).

А за данное нарушение штраф составляет 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ). То есть штраф за нарушения, выявленные в 2017 году, достигает 32 000 грн за каждого работника, касательно которого не проводились индексация.

Ознакомиться с процедурой наложения штрафа можно в нашем материале — «Как Гоструда будет налагать штрафы за нарушения законодательства о труде».

Однако в нашей ситуации проверкой установлено неначисление индексации в 2014–2015 гг. То есть — как до времени «Х», когда заработали штрафные санкции по ст. 265 КЗоТ, так и после этой даты.

Гоструда в письме от 04.01.2017 г. № 57/4.1/4.1-ДП-17 отмечает: поскольку финансовые санкции введены с 01.01.2015, то их применяют только к нарушениям, выявленным после этой даты, или правонарушений, совершенных ранее, но являющихся длящимися.

К примеру, в ходе проверки установлено, что с 2014 года работодатель не проводил индексацию зарплаты работников. Даже если в дальнейшем работодатель (скажем, с 2016 года) начнет индексировать зарплату, но не выполнит обязательства по неиндексации зарплаты, есть все основания данное нарушение расценивать как длящееся. Соответственно, за его нарушение предусмотрен вышеуказанный финштраф согласно ст. 265 КЗоТ. К слову, наш комментарий к упомянутому письму Гоструда читайте в материале «Как применять в 2017 году финансовые штрафы за нарушение трудового законодательства».

Следовательно, поскольку финштраф согласно ст. 265 КЗоТ применяется к нарушениям, выявленным с 01.01.2015, и тем, которые являются длящимися, то в рассматриваемой ситуации предприятию грозит такой штраф, который будет исчисляться исходя из количества работников, которым не начислялась индексация в 2014–2015 гг., умноженного на 32 000 грн (если нарушения выявлены в 2017 году).

Обратите внимание

Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде (ч. 7 ст. 265 КЗоТ).

Кроме того, штрафы согласно ст. 265 КЗоТ являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 ХКУ (см. письмо Гоструда от 04.01.2017 г. № 57/4.1/4.1-ДП-17). Поэтому к ним не подходят сроки применения, изложенные в ч. 1 ст. 250 ХКУ. То есть финштрафы в соответствии с ч. 2 ст. 265 КЗоТ могут наложить и позднее чем через год со дня совершения данного правонарушения.

Добавим: правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 41 КУоАП и ст. 265 КЗоТ имеют много общих признаков, поэтому закономерно, что штраф должен налагаться по какой-то одной норме. Подтверждает это и судебная практика. Например, судьи Николаевского окружного административного суда по делу от 06.02.2017 г. под № 814/2156/16 отметили, что привлечение дважды за одно и то же правонарушение нарушает права, предусмотренные ст. 61 Конституции Украины и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Уголовная ответственность

Она предусмотрена за безосновательную невыплату заработной платы (в т.ч. и индексации) работникам более одного месяца, совершенную умышленно руководителем предприятия, учреждения, организации или физическим лицом — предпринимателем. То есть данная невыплата образует состав преступления, если она одновременно:

  • является безосновательной;
  • имеет место в течение определенного срока (более чем за месяц).

За данное нарушение грозит штраф от 500 до 1000 НМДГ (от 8500 грн до 17 000 грн) или исправительные работы на срок до 2-х лет, или лишение свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет (ч. 1 ст. 175 УКУ).

Однако лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена выплата зарплаты (в т.ч. индексации).

Обратите внимание

Безосновательной следует считать такую невыплату зарплаты, совершенная при наличии объективной возможности осуществить выплату (см. письмо Верховного Суда Украины «Практика рассмотрения судами уголовных дел о невыплате заработной платы, стипендий, пенсий или других установленных законом выплат» от 01.01.2006 г.). То есть, только если будет доказано, что у предприятия были все финансовые возможности выплачивать индексацию, однако руководитель пренебрег данной обязанностью, такую невыплату можно квалифицировать как безосновательную.

Стоит добавить, что ответы на вопросы касательно налогообложения доначисленных за прошлые периоды сумм индексации вы найдете в статье «Как облагать доначисленные суммы индексации и начислять ЕСВ».

Тарас ШАРЫЙ,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»