(ответы на вопросы с вебинара, который состоялся 14.11.2017)
Средняя зарплата для оплаты отпуска
Необходимо при расчете средней зарплаты для оплаты отпуска исключать сумму отпускных за прошлый год, пришедшегося на месяцы расчетного периода?
ОТВЕТ: Порядок исчисления средней заработной платы утвержден постановлением КМУ от 08.02.1995 г. № 100 (далее — Порядок № 100).
При исчислении средней зарплаты для оплаты времени отпуска в фактический заработок включаются выплаты за период, в течение которого работнику сохраняют средний заработок (за время предыдущего ежегодного отпуска, исполнения государственных и общественных обязанностей, служебной командировки и т.д.), и пособие в связи с временной нетрудоспособностью (абз. 4 п. 3 Порядка № 100). При этом сумма отпускных включается в заработок того месяца расчетного периода, за который (а не в котором!) они были начислены (см. письмо Минсоцполитики от 09.12.2011 г. № 1105/13/81-11).
Итак, период предыдущего отпуска и сумму начисленных отпускных не нужно исключать при исчислении средней зарплаты для оплаты отпуска. Подробнее об алгоритме исчисления средней зарплаты — в материале «Расчет отпускных» газеты № 181/2017.
Можно ли не проводить корректировку среднего заработка, а начислить отпускные исходя из последнего размера оклада?
ОТВЕТ: При определении расчетного периода, заработка для исчисления средней зарплаты и суммы отпускных необходимо руководствоваться нормами Порядка № 100, то есть:
- расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу предоставления отпуска, или фактическое время работы (месяцы с 1-го по 1-е число), если работник работает меньше 12 месяцев. При этом исключаются из расчетного периода праздничные и нерабочие дни, а также периоды, в течение которых согласно законодательству (или по уважительным причинам) заработок не сохранялся или сохранялся частично;
- в заработок для исчисления средней зарплаты включают все выплаты, перечисленные в п. 3 данного Порядка, приходящиеся на расчетный период;
- корректируют заработок на коэффициент повышения оклада, если оно произошло согласно законодательству или по решению, предусмотренному колдоговором, — в течение расчетного периода или при сохранении среднего заработка;
- рассчитывают среднюю зарплату за календарный день в соответствии с п. 7 Порядка № 100;
- начисляют отпускные, умножив среднедневную зарплату на количество календарных дней отпуска.
Среднюю зарплату можно рассчитать исходя из размера должностного оклада только в случае, если работник не имел заработка не по своей вине (абз. 3 п. 4 Порядка № 100). Если же есть расчетный период и выплаты за данный период, то именно они участвуют в расчете средней зарплаты. В случае же если было повышение оклада в течение расчетного периода, то среднюю зарплату определяют в соответствии с п. 10 Порядка № 100 — с учетом коэффициента повышения оклада.
Как рассчитать среднюю зарплату для отпуска, если оклад работника составляет 50 000 грн?
ОТВЕТ: В данном случае применяют общий алгоритм расчета средней зарплаты для оплаты отпуска, предусмотренный п. 7 Порядка № 100. То есть исчисление проводят исходя из выплат за расчетный период и количества календарных дней расчетного периода, определенных согласно п. 2 Порядка № 100.
Если же работник не имел заработка в расчетном периоде (либо не отработал полный календарный месяц), то средняя зарплата исчисляется исходя из должностного оклада (50 000 грн). Алгоритм исчисления для такого случая Минсоцполитики разъяснило в письмах от 27.03.2013 г. № 321/13/84-13, от 08.05.2013 г. № 498/13/84-13).
Можно ли не проводить корректировку средней зарплаты, воспользовавшись п. 10 Порядка № 100 относительно проведения корректировки в связи с затруднительным финансовым положением предприятия?
ОТВЕТ: Хозрасчетные предприятия имеют право проводить корректировку средней зарплаты в пределах финансовых возможностей. Это значит, что они могут уменьшать коэффициент корректировки. Однако п. 10 Порядка № 100 не лишает предприятие обязанности проводить корректировку (см. письма Минтруда от 15.10.2007 г. № 250/06/186-07, от 05.12.2005 г. № 06-4/165).
Следовательно, для уменьшения коэффициента корректировки в связи с затруднительным финансовым положением необходимо:
- провести анализ имеющихся финансовых возможностей предприятия;
- издать приказ (распоряжение) об уменьшении корректирующего коэффициента, предварительно согласовав это с профсоюзом или с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (см. письмо Минтруда от 24.10.2008 г. № 696/13/84-08).
Непроведение корректировки средней зарплаты в случае повышения тарифных ставок (окладов) является нарушением законодательства о труде. За данное нарушение абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ предусмотрена ответственность, а именно — финансовый штраф в размере минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения (см. письмо Минсоцполитики от 16.08.2016 г. № 1143/13/84-16). Также за подобное нарушение к должностным лицам предприятий может применяться админштраф, предусмотренный ч. 1 ст. 41 КоАП, в размере от 510 до 1700 грн. Дела о наложении административных штрафов по этому основанию рассматривают суды.
Необходимо ли проводить доплату до минзарплаты, если за 30 к.дн. октября 2017 года начислены отпускные в сумме 3000 грн?
ОТВЕТ: Сумму доплаты до минзарплаты определяют пропорционально выполненной норме работы или отработанному рабочему времени (ч. 5 ст. 31 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/96-ВР). Поскольку в октябре нет ни одного отработанного рабочего дня, то доплату до минзарплаты в этом месяце не осуществляют. Подробнее об этом — в материале «Как проводить корректировку отпускных и определять сумму доплаты до минзарплаты» газеты № 116/2017.
С 1 апреля 2017 года работники центров социальных служб для семьи, детей и молодежи утратили статус должностных лиц органов местного самоуправления (далее — ОМС), их перевели на другие должности с оплатой по ЕТС согласно приказу директора. Как начислять отпускные таким работникам и проводить ли корректировки заработка в соответствии с п. 10 Порядка № 100?
ОТВЕТ: Корректировка средней зарплаты проводится в связи с повышением окладов в соответствии с актами законодательства, если работник занимает одну и ту же должность до повышения окладов и после их повышения (см. письмо Минсоцполитики от 11.05.2017 г. № 1398/0/101-17).
Поскольку работники центра с 01.04.2017 занимают другие должности, на которых установлены иные оклады и условия оплаты труда, то не нужно корректировать заработок и среднюю зарплату для оплаты отпускных.
Анализ нормативно-правовых актов свидетельствует, что в данном случае, вероятнее всего, произошла реорганизация путем преобразования органа местного самоуправления в коммунальное заведение (учреждение), предусматривающая ликвидацию одного юрлица и образование другого. Поэтому нужно было уволить работников из органа местного самоуправления и принять на работу во вновь созданное бюджетное учреждение.
Таким образом, должно было произойти изменение организационно-правовой формы бюджетного учреждения, предусматривающее внесение изменений в ЕГР.
Именно поэтому Минсоцполитики в письме от 11.05.2017 г. № 1398/0/101-17 предлагает период до изменения структуры зарплаты (до 01.04.2017) исключить из расчетного периода. То есть фактически министерство рекомендует проводить исчисление отпускных, руководствуясь абз. 7 п. 2 Порядка № 100, исходя из новых условий труда. Данная норма распространяется только на органы государственной власти и органы местного самоуправления (которым указанный центр был и формально им он и остался, поскольку преобразования с надлежащей процедурой не произошло). Подробнее об этом — в материале «Изменился статус работников социальных служб — корректировку средней зарплаты для отпускных не проводим» газеты № 129/2017.
Средняя зарплата для оплаты больничных
Будет ли включаться в страховой стаж для оплаты больничных период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста? Является ли обязательным условием для зачисления страхового стажа получение в данный период помощи из бюджета?
ОТВЕТ: Период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста включается в страховой стаж как период, за который уплачены страховые взносы исходя из размера минимального страхового взноса (п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV, далее — Закон о соцстрахе).
Страховой стаж исчисляется по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а за периоды до введения — в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее (ч. 2 ст. 21 Закона о соцстрахе).
До 01.01.2011 период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста включался в страховой стаж, далее, с 01.01.2011 по 13.12.2013, — не включался, а с 14.12.2013 — снова засчитывается (в т.ч. и период с 01.01.2011 по 13.12.2013).
При этом начиная с 1 января 2011 года за лиц, ухаживающих за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и в соответствии с законом получающих пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и/или пособие при рождении ребенка, уплачивается ЕСВ в размере минимального страхового взноса (пп. 2 п. 1 Порядка начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за некоторые категории застрахованных лиц, утвержденного постановлением КМУ от 02.03.2011 г. № 178).
Таким образом, период отпуска по уходу за ребенком до трех лет до 01.01.2011 засчитывается в страховой стаж, поскольку это прямо предусматривалось законодательством, нынче он тоже включается. Поэтому работодатель-страхователь при назначении страховых выплат должен руководствоваться исключительно сведениями из Реестра застрахованных лиц (форма ОК-7), в котором указан страховой стаж, в т.ч. и за период ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
Необходимо ли при расчете средней зарплаты для оплаты периода временной нетрудоспособности учитывать доплату до минзарплаты? Нужно ли делать доплату до минзарплаты, если больничные за полный месяц или зарплата за сентябрь вместе с суммой больничных за этот месяц составляют менее 3200 грн?
ОТВЕТ: В заработок для исчисления среднедневной зарплаты включается зарплата, на которую начислен ЕСВ и которая включена в отчет по ЕСВ, представляемый в ГФС (п.п. 3 и 32 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266). Поскольку доплата до минзарплаты является дополнительной зарплатой, на которую начисляется ЕСВ, ее включают в заработок для исчисления средней зарплаты для оплаты временной нетрудоспособности.
Если, например, размер фактической средней зарплаты — 90 грн, то сумма больничных за 30 к.дн. сентября составит 2700 грн. В этом случае доплачивать до минзарплаты не нужно, ведь нет ни одного отработанного рабочего дня.
Если же, скажем, в сентябре 2017 года начислена зарплата за 11 рабочих дней в сумме 1650 грн и больничные за 12 к.дн. — 1080 грн, всего — 2830 грн. Тогда нужно определить гарантированный минимальный размер зарплаты пропорционально, то есть за 11 рабочих дней:
(3200 грн : 21 р.дн.) х 11 р.дн. = 1676,19 грн.
Сумма доплаты до минзарплаты будет равна:
1676,19 грн - 1650 грн = 26,19 грн.
Общая сумма начисленной в сентябре 2017 года зарплаты и больничных составит:
1650 грн + 26,19 грн + 1080 грн = 2756,19 грн.
Несмотря на то что общая сумма дохода за сентябрь менее 3200 грн, гарантированный минимальный размер зарплаты в данном случае соблюден.
Светлана ЛИСТРОВАЯ,
бухгалтер-эксперт