Интернет-торговля продолжает набирать обороты. Не выходя из дому, можно приобрести множество разнообразных товаров. Поэтому возрастает как количество желающих купить что-то, так и количество продавцов. Нас интересует ситуация, когда последними являются исключительно физлица-предприниматели (ФЛП) в контексте применения РРО и проведения расчетных операций

Интернет-магазин у ФЛП: нужен ли РРО

Начиная с 2020 года предприниматели на едином налоге будут терять РРО-иммунитет (см. комментарий «Каждому ФЛП по РРО и привлекательный кешбэк»), поэтому всем субъектам хозяйствования, осуществляющим дистанционную торговлю, придется играть по правилам, установленным налоговиками для тех, кто применяет РРО.

На сегодняшний день интернет-магазины наравне с другими субъектами хозяйствования в своей деятельности обязаны использовать РРО при осуществлении расчетных операций. Данный вывод мы делаем в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (далее — Закон о РРО).

Согласно указанной статье субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т.п.), обязаны выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, включая те, заказ или оплата которых проводится с использованием Интернета, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.

Следовательно, по общему правилу, если оплата товаров/услуг осуществляется через Интернет, необходимо иметь РРО. Подтверждают это и налоговики в ИНК от 14.09.2017 г. № 1961/6/99-99-14-05-01-15/ІПК. Авторы разъяснения добавляют, что субъекты хозяйствования при продаже товаров через Интернет регистрируют РРО на общих основаниях по адресу размещения интернет-магазинов, а в случае доставки собственной курьерской службой могут зарегистрировать РРО на транспортное средство, которым осуществляется доставка.

Вместе с тем при осуществлении расчетов только в безналичной форме (из расчетного счета на расчетный счет) применять РРО не обязательно.

Рассмотрим ситуации, кто из ФЛП и в каких случаях применяет РРО.

Продажу товаров (предоставление услуг) осуществляет ФЛП-единоналожник

Как определяет п. 6 ст. 9 Закона о РРО и подтверждает п. 296.10 НКУ, существуют ФЛП-единоналожники, которые могут работать без РРО. Речь идет о плательщиках единого налога:

— 1-й группы;

— 2-й и 3-й групп с объемом дохода в течение календарного года не более 1 млн грн. В свою очередь, РРО-освобождение не касается предпринимателей, осуществляющих торговлю технически сложными бытовыми товарами (далее — ТСБТ). Их исключительный перечень приведен в Перечне групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения регистраторов расчетных операций, утвержденном постановлением КМУ от 16.03.2017 г. № 231 (далее — Перечень № 231).

В контексте нашей публикации «выпадают» плательщики 1-й группы, ведь они осуществляют только «розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению». Поэтому далее о них мы не будем говорить.

Если ФЛП «не вписался» в 1 млн доход, то РРО становится обязательным и «пойдет за ним» во всех налоговых периодах его деятельности как плательщика единого налога. Даже если в течение следующих лет доход составит уже менее 1 млн.

Продажу товаров (предоставление услуг) осуществляет ФЛП-общесистемщик

ФЛП-общесистемщик не имеет столько привилегий, как его коллега единоналожник. Для первого практически любой прием от покупателей наличных или расчетов банковской картой приводит к необходимости использования кассового аппарата.

Оплата товара/услуг через банковские учреждения

Налоговики подготовили уже ряд ИНК, которые сводятся к тому, что:

— РРО является обязательным — при осуществлении расчетных операций в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карт, платежных чеков, жетонов и т.п.);

— РРО не применяется — при проведении расчетов между субъектами хозяйствования в безналичной форме, а именно при переводе средств с расчетного счета субъекта хозяйствования, получающего товары, работы (услуги), на расчетный счет поставщика товаров, работ (услуг) согласно счету-фактуре, договору и т.п. (см. ИНК ГУ в Запорожской области от 20.09.2017 г. № 1994/ІПК/8/08-01-13-09-08, ИНК ГУ в Сумской области от 07.09.2017 г. № 1853/ІПК/18-28-14-06, ИНК ГУ в Полтавской области от 07.06.2017 г. № 497/ІПК/16-31-14-04-20).

Кроме того, РРО не используется, если не определено место расчетов, проведенных на основе счета в безналичной форме с помощью платежных карт Visa и MasterCard при предоставлении информационно-консультационных услуг, получении компьютерных и других программ с помощью Интернета (см. письмо от 17.08.2016 г. № 17922/6/99-99-14-05-01-15).

Напомним

В разъяснениях из категории 109.06 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), приведенных здесь и здесь, налоговики в ответе на вопрос «Необходимо ли применять РРО при продаже товаров с помощью сети Интернет в случае проведения расчетов платежными картами Visa и MasterCard, LiqPay и других при условии доставки таких товаров по почте или курьерской службой и какой документ при этом предоставляется потребителю?» утверждают, что нужно применять РРО и выдавать покупателю чек РРО.

Очевидно, такая позиция останется неизменной и в дальнейшем, поэтому ФЛП — плательщики единого налога, утратив РРО-иммунитет, также вынуждены будут применять РРО при осуществлении расчетов покупателей на сайте с последующей доставкой оплаченных товаров по почте или курьером.

ГНС упорно продолжает следовать такой позиции. Если оплата за реализованные товары (услуги) согласно договору осуществляется в безналичной форме через учреждения банка или терминалы самообслуживания банка, применение РРО является необязательным. В то же время при оплате покупателем счета с помощью интернет-банкинга РРО применяется, а расчетный документ подают (направляют) потребителю вместе с товаром или при предоставлении услуги (см. ИНК ГУ ГНС в Днепропетровской области от 21.11.2019 г. № 1458/04-36-33-02-07/ІПК)

При использовании банковской карты для оплаты стоимости товаров квитанция платежного терминала не является расчетным документом согласно Закона о РРО.

Данный вывод содержит письмо НБУ от 28.11.2019 г. № 57-0007/62082. Его получила ГНС на запрос в НБУ. По разъяснением НБУ, если товар/услугу приобретают с помощью банковской карты, то средства на счет торговца будут поступать от эквайера, а не от держателя карты. При этом эквайер самостоятельно определяет порядок учета торговцев, с которыми он имеет заключенные договоры. Указанное письмо НБУ дает повод налоговикам предоставлять достаточно противоречивые индивидуальные налоговые консультации.

Например, в недавней ИНК ГНС от 31.01.2020 г. № 398/6/99-00-05-04-01-06/ІПК налоговики утверждают, что при оплате потребителями выставленных счетов за реализуемые изделия медицинского назначения путем перевода средств из платежных систем Приват 24, Монобанк, Liqpay, Portmone (т.е. с применением банковской карты) применять РРО обязательно.

Расчеты в интернет-магазине

В случае если от РРО «убежать» не удалось, то одним из ключевых вопросов для ФЛП является: как организовать прием оплаты за товар и выдачу покупателю расчетного документа? Итак, рассмотрим, с какими сценариями расчетов чаще всего работают ФЛП.

Доставка товара по почте

Например, товар доставлен «Укрпочтой» или одной из новых служб доставок.

Если почта доставляет товар при условии предоплаты (товар ранее был оплачен платежной картой), то продавец должен вложить в почтовое отправление:

— расчетный документ установленных законодательством формы и содержания на полную сумму проведенной операции, подтверждающий факт купли-продажи товаров, с указанием в кассовом чеке «передоплата товарів» или в случае проведения расчетов по отсроченному платежу — с использованием режима предварительного программирования — «погашення кредиту». При этом распечатка расчетного документа на РРО осуществляется на основании выписки из финансового учреждения;

— технический паспорт или другой заменяющий его документ, в котором обязательно делается отметка о дате продажи и наименовании продавца, которая заверяется штампом (печатью) и подписью продавцом (при продаже товаров, на которые установлены гарантийные сроки).

Вышеописанный подход к оформлению расчетных документов фискалы озвучили в ИНК от 26.05.2017 г. № 387/ІПК/20-40-14-10-17.

Если доставка товара осуществляется по почте при условии постоплаты, то в момент получения товара на почтовом отделении покупатель вносит денежные средства для перечисления на банковский счет продавца. Соответствующий документ, подтверждающий факт оплаты товара, в данном случае обязано выдавать почтовое отделение. Документом, свидетельствующим о получении того или иного товара, будет расходная накладная продавца, вложенная им в посылку.

Курьерская доставка

Один из вариантов доставки товаров — собственная курьерская служба или сторонняя курьерская организация. В вышеупомянутой ИНК от 26.05.2017 г. № 387/ІПК/20-40-14-10-17 налоговики подчеркнули:

— в случае доставки товара при условии предоплаты с применением платежных карт (Visa, MasterCard, LiqPay и др.) продавец во время продажи товаров должен обеспечить доставку покупателю ранее распечатанного расчетного документа (чека) вместе с приобретенным товаром и соответствующим образом оформленным гарантийным талоном;

— если доставка товара осуществляется при условии постоплаты, то курьер выдает расчетный документ (чек) покупателю в момент оплаты средств за приобретенный товар. При этом расчетный документ (чек) должен быть распечатан с использованием РРО, зарегистрированного на транспортное средство, которым осуществляется доставка.

Стоит сказать и об особенностях расчетов с использованием сторонней курьерской организации. Если покупатель платит курьеру наличные (или рассчитывается банковской платежной картой на месте через платежный терминал), то курьер должен выдать расчетный документ. Расчетный документ (чек) необходимо распечатать с использованием РРО, зарегистрированного на такого стороннего курьера (см. письмо ГФС от 01.10.2015 г. № 20887/6/99-99-22-07-03-15). Проще, когда товар был предварительно оплачен банковскими картами через платежные системы. В таком случае, как и в ситуации со своим курьером, он должен привезти распечатанный фискальный чек.

Самовывоз товара

Иногда происходит так, что продавец и покупатель товаров расположены вблизи друг от друга. Тогда оптимальный вариант для получения товара — самовывоз (со склада или офиса). Предварительно этот товар уже может быть оплачен или же расчеты осуществляются на месте.

Если товар был предварительно оплачен, то покупатель его получает уже с распечатанным в момент оплаты чеком РРО. То есть данный чек просто ждал своего хозяина. В то же время если расчет осуществлялся на месте (в наличной или безналичной форме (через POS-терминал)), то продавец применяет РРО при получении платы за него.

При продаже ТСБТ без РРО не обойтись

Многообразие ТСБТ определено в Перечне № 231. Он заработал уже 8 мая 2017 года. С этой даты ФЛП-единоналожники, несмотря на размер своего дохода, обязаны применять РРО в случае реализации ТСБТ.

Мы убеждены, что большинство читателей уже открывали для ознакомления Перечень № 231 и видели, что в одной части перечня указывается наименование групп товаров, а в другой — код согласно УКТ ВЭД.

Госрегуляторная служба в своих разъяснениях отмечает: товарные позиции, имеющие 4-значный код, применяются только в том случае, если они не имеют детализации на уровне кодов подсубпозиций (т.е. 10-значных кодов в соответствии с УКТ ВЭД). Во всех остальных случаях применяются только коды товарных подсубпозиций, определенные на уровне 10 знаков.

Ознакомимся с отдельными ситуациями, связанными с применением РРО при продаже ТСБТ.

ФЛП торгует б/у ТСБТ, гарантийный срок которых истек: применять ли РРО

Исключения относительно возможности неприменения РРО для товаров, ранее бывших в употреблении, нормативно-правовыми актами не предусмотрены. А значит, в случае торговли ФЛП-единоналожником ТСБТ, ранее бывших в употреблении, независимо от их гарантийного срока эксплуатации, расчеты должны проводиться с применением РРО (см. разъяснение из категории 109.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua).

Судя из практики, те, кто обращался за ИНК, «под копирку» получил аналогичный ответ — с требованием применения РРО при продаже бывших в употреблении ТСБТ (см. ИНК ГФСУ от 18.05.2017 г. № 242/Ч/99-99-14-05-01-14/ІПК, от 16.05.2017 г. № 205/Б/99-99-14-05-01-14/ІПК). Таким образом, рассчитывать на другую позицию фискалов не стоит. Можем констатировать, что это уже устоявшийся взгляд ГНС.

Товар прямо не указан в Перечне № 231, но имеет код, который там фигурирует: применять ли РРО

На сегодняшний день данный вопрос еще полностью не урегулирован.

Например, налоговики в Ривненской области (см. ИНК от 22.05.2017 г. № 290/ІПК/17-00-14-04-10) отмечают, что РРО необходим, когда товар содержится в Перечне № 231 и одновременно соответствует коду согласно УКТ ВЭД. С этим согласны и мы!

А вот некоторые налоговики советуют сначала проверить, правильно ли определен УКТ ВЭД. Для этого можно обратиться в Торгово-промышленную палату Украины (ее региональные отделения) или Научно-исследовательский институт судебных экспертиз, или Минэкономразвития (см. ИНК от 16.05.2017 г. № 206/Ч/99-99-14-05-01-14/ІПК).

ФЛП-единоналожник с оборотом до 1 млн осуществляет торговлю ТСБТ. Может ли предприниматель не проводить через РРО товары, не являющиеся ТСБТ?

Позиция ГНС неутешительная для ФЛП, хотя и закономерная. То есть если ФЛП одновременно реализуются как товары, продажа которых может осуществляться с обязательным применением РРО, так и любые другие товары, то надлежащим образом зарегистрированный и переведенный в фискальный режим РРО должен применяться при продаже всех имеющихся на хозяйственном объекте товаров.

Даже если ФЛП осуществляет реализацию ТСБТ только на одной точке, то предприниматель обязан проводить расчетные операции с РРО по одинаковому порядку на всех структурных подразделениях (других точках у ФЛП). А все потому, что законодательством предусмотрены требования к налогоплательщику — субъекту хозяйствования, а не к его структурным подразделениям (см. разъяснение из категории 109.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua).

Выход из данной ситуации есть, но на это понадобятся дополнительные расходы — разделить деятельность между двумя предпринимателями. В таком случае один ФЛП будет торговать с РРО исключительно ТСБТ, а остальные — без РРО,

Судебные дела по торговле ТСБТ

Например, Винницкий окружной административный суд по делу от 24.07.2017 р. № 802/1109/17-а согласился с выводами налоговиков. А сами судьи констатировали, что ФЛП (плательщик единого налога 2-й группы) при продаже кварцевых часов обязан был провести расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через РРО. Доказать обратное предприниматель не смог.

Интересно, что были и групповые иски к КМУ о признании Перечня № 231 противоправным. Отказывая в удовлетворении ходатайства, судьи, в частности, констатировали, что не были доказаны и документально не подтверждены обстоятельства, которые бы указывали на очевидную опасность причинения вреда правам, свободам и интересам истцов. Поэтому Перечень № 231 остается до сих пор действующим (см. определение Окружного административного суда г. Киева по делу от 26.04.2019 г. № 826/5493/17)..

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»