Предприятие в связи с расширением штата решило перевести весь админперсонал (бухгалтерия, менеджеры) в отдельное помещение. Для этого арендовали старое офисное помещение, которое систематически нуждается в проведении ремонта, чтобы поддерживать его в пригодном для комфортной работы состоянии. Как в бухгалтерском и налоговом учете отражать стоимость данных ремонтных работ?

Разделяем понятия «текущий ремонт», «капитальный ремонт» и «улучшения»

В ст. 776 ГКУ определено, что текущий ремонт вещи, переданной в аренду, проводится нанимателем (арендатором) за его счет, если иное не установлено договором или законом.

В свою очередь, капитальный ремонт осуществляется арендодателем за его счет, если иное не установлено договором или законом.

При этом общее законодательство не содержит определения капитального и текущего ремонтов, равно как и не указывает на их различия. Поэтому на практике при заключении договора имущественного найма в нем следует определить, что именно относится к капитальному или текущему ремонту.

В относительно свежем письме Минрегионстроя «Относительно выполнения ремонтных работ собственными силами организации» от 15.05.2015 г. № 8/15-232-15 Министерство советовало для определения вида ремонтных работ (капитальный или текущий ремонт) применять Примерный перечень  услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, строений.

 Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, строений, утвержденный приказом Госжилкоммунхоза Украины от 10.08.2004 г. № 150.

В частности, в разделе 1.2 упомянутого Перечня приведен подробный перечень работ, которые можно отнести к текущему ремонту, в разделе 2 — перечень работ, которые можно классифицировать как капитальный ремонт.

Подробнее о разницах между текущим и капитальным ремонтом — в материале «Как разграничить текущий и капитальный ремонт здания» газеты № 18/2015.

К тому же ст. 778 ГКУ выделяет такое понятие, как улучшение нанимателем вещи, переданной в аренду. Улучшить арендованное имущество арендатор имеет право только с согласия арендодателя. В целом граница между улучшением и ремонтом достаточно условная, и конкретного законодательного распределения данным понятиям нет. Ремонтом, по своей сути, является поддержание основных средств в рабочем состоянии. В свою очередь, улучшением логично считать именно «совершенствование» предмета аренды, его качества, функционала. Улучшение объекта аренды нацелено на рост будущих экономических выгод от его использования. И это является ключевым моментом для отражения улучшения в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете сумма ремонта арендованных основных средств учитывается в расходах предприятия (П(С)БУ 16 «Расходы»). А вот стоимость улучшений, способствующих росту будущих экономических выгод (переоборудование, модернизация, реконструкция и т.п.), подлежат амортизации в составе прочих необоротных активов (п. 6 П(С)БУ 14 «Аренда»). Учитываются улучшения арендованных объектов на субсчете 117 «Прочие необоротные активы».

Таким образом, для бухгалтерского учета следует четко разграничивать: проводились ремонты или улучшения арендованного помещения. Решение о характере работ (ремонт это или улучшение) принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа сложившейся ситуации и существенности данных расходов (п.п. 29–32 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561). При этом, принимая решение, руководителям все же целесообразно учитывать вышеупомянутый Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений.

Так, замену окон здания можно рассматривать как текущий ремонт, ведь здесь практически имеет место поддержание здания в пригодном для использования состоянии. А впрочем, нельзя исключать, что, например, замена кровли здания на новую и более качественную (которая, в свою очередь, очень дорогая) может рассматриваться и как улучшение здания.

Полная замена системы отопления, скорее всего, является не чем иным, как улучшением основного средства (здания). Хотя опять-таки решение касательно этого должен принять руководитель.

Следовательно, если речь идет о ремонте арендованного помещения, расходы учитываются в расходах периода. В зависимости от того, что это за помещение, ремонтные расходы пополнят:

  • счет 23, 91 — если это производственное помещение, в котором изготовляется продукция;
  • счет 92 — если здание административного назначения;
  • счет 93 — если речь идет о торговом зале, складе и т.п. То есть используется для сбытовых нужд;
  • счет 94 — если здание используется для прочих операционных целей.

Поскольку в нашем случае речь идет о ремонте офисного помещения, используемого для админцелей, целесообразно расходы на его ремонт относить на счет 92.

В случае если осуществлялись улучшения арендованного объекта, то в соответствии с п. 8 П(С)БУ 14 данные расходы арендатор отражает как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов, то есть показывает по дебету субсчета 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов». В дальнейшем стоимость ремонта попадет на субсчет 117 и будет амортизироваться.

Амортизируют такой объект по прямолинейному или производственному методу (п. 27 П(С)БУ 7). Суммы амортизации отражаются на тех же расходных счетах, что и арендные платежи (Дт 23, 91, 92, 93, 94 Кт 132).

При этом начисление амортизации начинают с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, в течение срока полезного использования. Обычно этот срок устанавливают на уровне срока действия договора аренды. Хотя ничто не запрещает определять срок полезного использования непосредственно для объекта улучшений.

Пример 1

Предприятие осуществило текущий ремонт (малярные работы) арендованного помещения, которое используется в административных целях, на сумму 6000 грн (в т.ч. НДС — 1000 грн). Кроме того, во всем офисе заменили окна (с разрешения арендодателя, без компенсации стоимости работ). Стоимость работ — 12000 грн (в т.ч. НДС — 2000 грн).

Таблица 1

Учет ремонта и улучшений арендованного помещения

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Дт

Кт

Ремонт арендованного помещения

1

Проведены ремонтные работы (малярные работы)

92

631 (685)

5000,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС (налоговая накладная еще не зарегистрирована в ЕРНН)

6441*

631 (685)

1000,00

3

Подтвержден налоговый кредит по НДС (налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН)

641/НДС

6441

1000,00

4

Оплачены ремонтные работы

631 (685)

311

6000,00

Улучшения арендованного помещения

5

Установлены металлопластиковые окна

153

631 (685)

10000,00

6

Отражен налоговый кредит по НДС (налоговая накладная еще не зарегистрирована в ЕРНН)

6441

631 (685)

2000,00

7

Подтвержден налоговый кредит по НДС (налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН)

641/НДС

6441

2000,00

8

Оплачены работы по установке окон

631 (685)

311

12000,00

9

Капитализированы расходы на улучшение арендованного офиса

117

153

10000,00

10

Начислена амортизация на улучшение арендованного офиса**

92

132

250,00

* Аналитический счет 6441 «Неподтвержденный налоговый кредит».

** Сумма амортизации — условная.