Зачем же нужен этот документ, если есть положение об учетной политике? Дело в том, что в учетной политике прописывают процедуры, методы, оценки бухучета, применяемые в бюджетном учреждении. А все остальные несогласованные моменты относительно введения дополнительных аналитических форм для учета основных средств, запасов, денежных документов, а также особенности использования некоторых видов запасов можно определить в приказе об организации бухучета

В Положении об учетной политике прописывают только элементы учета (процедуры, методы, оценки), предусматривающие несколько возможных вариантов, которые применяются последовательно (постоянно). Так, первичная редакция п. 1 р. ІІ НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности» действительно содержала норму относительно определения учетной политики и организации бухгалтерского учета в одном распорядительном документе. Но впоследствии ее подкорректировали, и теперь это должны быть два разных распорядительных акта (два разных документа).

Именно в приказе об организации бухгалтерского учета (а не в положении об учетной политике) следует:

  • определять организацию проведения каждой процедуры, связанной с учетом, и определять, в чьей это компетенции;
  • уточнять организацию бухучета, связанную с отраслевыми особенностями деятельности бюджетного учреждения;
  • устанавливать технологию обработки учетных данных;
  • определять системы и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета и правила документооборота;
  • утверждать формы для управленческого, оперативного и аналитического учета некоторых видов активов и обязательств;
  • устанавливать дополнительные регистры аналитического учета, отчетности и контроля за хозяйственными операциями.

Ведь моменты, которые следует прописать в учетной политике, четко определены НП(С)БУГС 125 «Изменения учетных оценок и исправление ошибок» и Методическими рекомендациями по учетной политике субъекта государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11 (далее Методрекомендации по учетной политике). Подробнее об этом — «Учетная политика бюджетного учреждения: что нужно учесть» газеты № 134/2017, там же образец Положения об учетной политике. 

Итак, остановимся на некоторых важных моментах относительно учета активов и обязательств, которые нужно принять к сведению при составлении проекта приказа об организацию бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

Порядок оформления кассовых операций

Он урегулирован Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далееПоложение № 637). При этом некоторые вопросы все же следует прописать в приказе об организации бухучета.

Во-первых, согласно п. 5.2 Положения № 637, учреждения самостоятельно устанавливают лимит кассы на основании расчета установления лимита остатка наличности в кассе (по форме из приложения 8 к данному Положению). Поэтому Расчет установления лимита остатка наличности в кассе можно оформить как приложение к приказу об организации бухучета (а можно и отдельным приказом).

Во-вторых, ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрены формы для учета движения и использования денежных документов. Поэтому для денежных документов, которые хранятся в кассе учреждения, нужно утвердить формы приходно-расходной накладной и акта на списание денежных документов (за основу можно взять бланки документов, утвержденные постановлением Госкомстата Украины от 11.03.1996 г. № 67).

В-третьих, можно прописать, за сколько рабочих дней до начала командировки выдавать аванс.

В-четвертых, определить порядок компенсации расходов в связи с поездками в служебных целях, а также перечень работников, которым компенсируются расходы на поездки общими видами транспорта, формы маршрутного листа и журнала регистрации маршрутных листов.

Учет отдельных видов запасов

Для принятия, оформления, оприходования, движения запасов и их аналитического учета используются типовые формы, утвержденные приказом Госказначейства Украины от 18.12.2000 г. № 130. Но что касается оформления некоторых операций, все же возникают вопросы. В частности, нужно утвердить:

  • форму акта приемки-передачи гуманитарной помощи, подарков, благотворительной помощи;
  • форму акта-оценки для определения чистой стоимости реализации запасов, когда она на дату баланса ниже балансовой стоимости;
  • лимиты использования моющих средств, других материалов, инвентаря исходя из месячной потребности;
  • формы журнала и карточки для оперативно-количественного учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в пользование.

Особое внимание нужно уделить организации учета и использования горючего, в частности:

  • установить нормы расходов горючего;
  • утвердить формы журнала учета выдачи талонов на горючее, путевого листа и сводки путевых листов;
  • порядок выдачи талонов и списания горючего.

Учет необоротных активов

Во-первых, стоит уточнить порядок определения справедливой стоимости: в каких случаях ее определяют с привлечением субъектов оценочной деятельности, а когда это делает комиссия учреждения со ссылкой на цены активного рынка.

Во-вторых, предусмотреть в случае списания автомобилей, технических средств, электроприборов привлечение компетентных организаций (инспекций) для предоставления необходимых технических заключений.

В-третьих, предусмотреть обязательность проверки в конце года наличия неопределенности относительно срока полезного использования нематериальных активов.

В-четвертых, определить порядок распределения расходов на доставку, если осуществили доставку нескольких объектов основных средств (далее — ОС).

В-пятых, прописать порядок распределения совокупных расходов, отнесенных на капинвестиции, в случае выделения отдельных компонентов объекта ОС в целях начисления амортизации (если сроки их полезного использования существенно отличаются от установленнях сроков для основного объекта). Также нужно определить, как отражать отдельные компоненты объекта основных средств в инвентарных карточках и расчете амортизации и в других учетных регистрах.

Другие учетные и «неучетные» нюансы

Среди других вопросов, которые стоит прописать в приказе о бухгалтерском учете, необходимо уделить таким моментам:

  • процедуре оформления договоров с поставщиками товаров, работ и услуг, возможности и согласованию предварительной оплаты и других условий договора, определенных ХКУ, ГКУ, БКУ, другими законодательными актами;
  • выдачи доверенностей на получение матценностей;
  • наделению дополнительными полномочиями, созданных руководителем учреждения комиссий;
  • утверждению порядка использования служебных легковых автомобилей, лимитов пробега автомобилей, нормативов расходования горючего;
  • ведению постоянного учета температурного режима с внесением показателей в соответствующий журнал — с целью определения расхода горючего;
  • введению аналитических форм для учета пробега автомобилей (шин) и расходов на техобслуживание и ремонт и их периодичность — с целью оптимизации данных расходов;
  • оформлению занесения личного имущества на рабочее место работника и его вынос за пределы учреждения.

Кто должен составлять формы и в какие сроки данные формы предоставляют в бухгалтерию, определяют в Графике документооборота бюджетного учреждения. Как его составить и образец этого графика — в материале «Как составить график документооборота бюджетному учреждению» газеты № 132/2017.

Финансовая отчетность и примечания к ней

Не стоит забывать, что к годовой финотчетности нужно будет раскрывать примечания. Какая именно информация подлежит раскрытию, прописано в каждом НП(С)БУГС, и объем такой информации внушителен. Для накопления данной информации можно в определенных случаях также ввести аналитические счета (см. Положение об учетной политике).

Для аккумулирования же некоторых сведений лучше ввести дополнительные аналитические формы, журналы именно приказом об организации бухучета. А теперь о том, какую информацию, в частности, придется раскрывать в примечаниях к годовой финансовой отчетности, а поэтому ее нужно накапливать в течение отчетного года.

НП(С)БУГС 121 «Основные средства» приписывает раскрывать, в частности:

  • первоначальную (переоцененную) стоимость и сумму накопленного износа на начало и конец отчетного года;
  • сумму поступления основных средств за отчетный период;
  • диапазон сроков полезного использования (минимальные и максимальные);
  • сумму увеличения или уменьшения первоначальной (переоцененной) стоимости за отчетный год в результате переоценок и уменьшения/восстановления полезности;
  • первоначальную (переоцененную) стоимость и сумму износа ОС, выбывших за отчетный год;
  • сумму начисленной амортизации за отчетный год;
  • другие изменения первоначальной (переоцененной) стоимости и суммы износа основных средств за отчетный год;
  • сумму капитальных инвестиций в основные средства за отчетный год;
  • сумму основных средств, полученных безвозмездно;
  • первоначальную (переоцененную) стоимость и сумму износа ОС, по которым существуют предусмотренные законодательством ограничения владения, пользования и распоряжения;
  • стоимость объекта ОС, который временно не используется;
  • стоимость полностью амортизированного объекта ОС, который еще используется (остаточная стоимость ОС — нулевая или равна ликвидационной);
  • стоимость объекта ОС, который выбыл из активного использования и удерживается для продажи, передачи без оплаты.

НП(С)БУГС 122 «Нематериальные активы» приписывает раскрывать, в частности:

  • первоначальную (переоцененную) стоимость нематериальных активов и сумму накопленной амортизации на начало и конец отчетного года;
  • сумму поступлений нематериальных активов за отчетный период;
  • диапазон сроков полезного использования (минимальные и максимальные);
  • сумму увеличения или уменьшения первоначальной (переоцененной) стоимости за отчетный год в результате переоценок и уменьшения/восстановления полезности;
  • первоначальную (переоцененную) стоимость и сумму накопленной амортизации нематериальных активов, выбывших за отчетный год;
  • сумму начисленной амортизации в отчетном году;
  • другие изменения первоначальной (переоцененной) стоимости и сумму накопленной амортизации нематериальных активов за отчетный год;
  • стоимость нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования (эксплуатации);
  • сумму нематериальных активов, полученных безвозмездно;
  • первоначальную (переоцененную) стоимость и накопленную амортизацию нематериальных активов, по которым есть ограничение права собственности;
  • общую сумму расходов на исследования и разработки, включенную в состав расходов отчетного периода;
  • состав нематериальных активов, информация о которых является существенной, их остаточную стоимость и оставшийся срок полезного использования.

НП(С)БУГС 123 «Запасы» приписывает раскрывать, в частности:

  • балансовую (учетную) стоимость запасов в разрезе отдельных классификационных групп;
  • балансовую (учетную) стоимость запасов, отраженных по чистой стоимости реализации;
  • балансовую стоимость запасов, отраженных по восстановительной стоимости;
  • балансовую (учетную) стоимость запасов, переданных в переработку, на комиссию, в залог;
  • сумму увеличения чистой стоимости реализации, по которой проведена оценка запасов в соответствии с п. 5 р. III НП(С)БУГС 123 «Запасы».

НП(С)БУГС 124 «Доходы» приписывает раскрывать, в частности:

  • суммы дохода от обменных операций, признаваемых в течение периода по основным видам, с указанием отдельно дохода от: бюджетных ассигнований; предоставления услуг; продажи; операций с капиталом; продажи недвижимого имущества; процентов; роялти; дивидендов;
  • расшифровку прочих доходов;
  • суммы расходов, признанных в связи с недополучением ранее признанных доходов;
  • сумму дохода от необменных операций, признаваемых в течение периода по основным видам, с указанием отдельно: налоговых поступлений; неналоговых поступлений; трансфертов; грантов и подарков; поступлений в государственные целевые фонды; списанных обязательств, не подлежащих погашению;
  • характер и вид основных видов завещанного имущества, подарков, пожертвований, с указанием отдельно основных видов полученных активов, работ, услуг в натуральной форме.

НП(С)БУГС 126 «Аренды» приписывает раскрывать арендатору в финотчетности следующую информацию относительно операционной аренды:

  • общую сумму будущих минимальных арендных платежей по безотказной аренде на дату баланса для каждого из таких сроков аренды: до одного года; от одного до пяти лет; более пяти лет;
  • общую сумму будущих минимальных арендных платежей на дату баланса, которые предполагается получить по договорам безотказной субаренды;
  • арендные платежи и платежи по субаренде за отчетный период с выделением сумм минимальных арендных платежей и не предусмотренной арендной платы по договорам безотказной аренды и субаренды;
  • непредусмотренную арендную плату, включенную в отчетном периоде в состав финансовых расходов (доходов);
  • краткие сведения о действующих договорах аренды.

Арендодатель в финансовой отчетности приводит следующую информацию касательно операционной аренде:

  • первоначальную (переоцененную) стоимость и износ объектов операционной аренды на дату баланса по их классификационным группам;
  • сумму будущих минимальных арендных платежей по договорам безотказной операционной аренды на дату баланса общей суммой и отдельно для каждого из следующих сроков аренды: до одного года; от одного до пяти лет; более пяти лет;
  • непредусмотренную арендную плату, включенную в отчетном периоде в состав финансового дохода (расходов);
  • краткие сведения о действующих договорах аренды.

НП(С)БУГС 129 «Инвестиционная недвижимость» приписывает раскрывать:

  • сумму дохода от аренды инвестиционной недвижимости;
  •  сумму прямых расходов (с выделением отдельно сумм на ремонт и обслуживание), признанных в связи с содержанием инвестиционной недвижимости, которая обеспечивает (и не обеспечивает) поступления денежных средств от аренды в течение отчетного периода.
  • ограничения относительно владения, пользования и распоряжения инвестиционной недвижимостью;
  •  сумму заключенных договоров на будущее: на приобретение, строительство и подготовку инвестиционной недвижимости; на ее ремонт, обслуживание и улучшение;
  • стоимость приобретенной инвестиционной недвижимости;
  •  сумму капитальных инвестиций в инвестиционную недвижимость за отчетный год;
  • балансовую стоимость выбывшей инвестиционной недвижимости;
  •  доход от выбытия инвестиционной недвижимости;
  • стоимость инвестиционной недвижимости, переведенной с (или к) запасов, и операционной недвижимости;
  • другие изменения балансовой стоимости инвестиционной недвижимости.

НП(С)БУГС 135 «Расходы» предписывает раскрывать информацию:

Итак, для накопления всей вышеприведенной информации следует ввести отдельные аналитические формы (ведомости), которые помогут заполнить примечания к финансовой отчетности. Поэтому приведем примерный образец приказа об учетной политике для бюджетного учреждения.

Также Минфин советует именно приказом об организации бухучета утвердить корреспонденции субсчетов, но ее мы приведем в следующей консультации.

А сейчас вашему вниманию — примерный образец приказа об организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Но бюджетное учреждение может утвердить некоторые порядки и формы и отдельными приказами. Это могут быть, скажем, расчет лимита кассы, компенсация расходов на проезд и формы маршрутного листа и журнала регистрации маршрутных листов, а также порядок использования автомобилей, установление норм расходования горючего. А вот как это лучше сделать — одним распорядительным документом или разными — не принципиально, и каждое учреждение решает его по своему усмотрению.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

бухгалтер-эксперт