Основание: приказы Минфина от 31.12.2013 г. № 1203,
от 29.12.2015 г. № 1219, от 28.12.2009 г. № 1541,
от 24.12.2010 г. № 1629, от 25.01.2012 г. № 52,
от 29.12.2011 г. № 1798, от 18.05.2012 г. № 568

Несколько лет подряд откладывали введение новых правил учета для бюджетных учреждений. Первые 9 нацстандартов заработали с 1 января 2015 года, их перечень — в материале «Бухучет в бюджетных учреждениях: новые стандарты с 2015 года» газеты № 250/2014, а с 1 января 2017 года»вводятся и остальные. Кроме того, уже обнародован на официальном сайте Минфина проект еще одного нацстандарта — НП(С)БУГС  126 «Биологические активы».

Какие нацстандарты заработают с начала 2017 года

С 1 января 2017 года вступают в силу остальные 10 НП(С)БУГС и некоторые нормы из уже действующих. Список этих нацстандартов — в таблице 1.

Таблица 1

НП(С)БУГС, которые вводятся в действие с 1 января 2017 года

НП(С)БУГС

Нормативно-правовой акт, которым утвержден НП(С)БУГС

Сфера и особенности применения НП(С)БУГС

 

Номер НП(С)БУГС

Название

101

 «Предоставление финансовой отчетности»

приказ Минфина
от 28.12.2009 г. № 1541

Определяет состав, формы, принципы подготовки и представление финотчетности в госсекторе, общие требования к признанию и раскрытию ее элементов.

Финансовая отчетность включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о собственном капитале, отчет о движении денежных средств и примечания к отчетам

102

 «Консолидированная финансовая отчетность»

приказ Минфина
от 24.12.2010 г. № 1629

 

Применяют субъекты госсектора, которые составляют и представляют консолидированную финансовую отчетность

103

 «Финансовая отчетность по сегментам»

Определяет принципы и методологические принципы формирования информации о доходах, расходах, финансовых результатах, активах и обязательствах отчетных сегментов и ее раскрытие в финансовой отчетности.

Формируют субъекты, которые составляют консолидированную финансовую отчетность и/или имеют территориально обособленные подразделения — по форме «Додаток до приміток до річної фінансової звітності «Інформація за сегментами» (форма № 5-дс)

105

 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» 

приказ Минфина
от 25.01.2012 г. № 52

Определяет порядок корректировки финотчетности и консолидированной финотчетности в условиях гиперинфляции и общие требования к раскрытию информации о корректировке в примечаниях к финансовой отчетности

124

 «Доходы»

приказ Минфина
от 24.12.2010 г. № 1629

 

Касается формирования в бухучете информации о доходах от операций:

  • обменных (бюджетное ассигнование, доходы от предоставления услуг, продажи, процентов, роялти, дивидендов);
  • необменных (налоговые и неналоговые поступления, трансферты).

Минфин должен подготовить методрекомендации относительно признания доходов

126

 «Аренда»

Определяет принципы формирования в бухучете информации об арендных операциях и ее раскрытии в финансовой отчетности арендаторов и арендодателей, но не распространяется на оценку активов

129

«Инвестиционная недвижимость»

Определяет принципы формирования в бухучете информации об инвестиционной недвижимости и ее раскрытия в финансовой отчетности.

Инвестиционная недвижимость — это земельные участки, здания, сооружения, которые находятся на земле, содержатся с целью получения арендных платежей и/или увеличения собственного капитала

130

«Влияние валютных курсов» (стр. ІІІ)

приказ Минфина
от 11.08.2011 г. № 1022

Раздел III «Фінансова звітність в іноземній валюті» будут применять зарубежные субъекты государственного сектора

131

 «Строительные контракты»

приказ Минфина
от 29.12.2011 г. № 1798

Определяет формирование в бухучете информации о доходах и расходах, связанных с выполнением строительных контрактов, и ее раскрытия в финансовой отчетности.

Применяют субъекты госсектора, которые являются подрядчиками по строительным контрактам

134

 «Финансовые инструменты»

приказ Минфина
от 18.05.2012 г. № 568

Он не распространяется на финансовые инвестиции у предприятия, права и обязательства по договорам страхования, права и обязательства касательно аренды, договоры о финансовых гарантиях.

Финансовые активы включают: денежные средства, не ограниченные для использования, и их эквиваленты; дебиторскую задолженность, не предназначенную для перепродажи; финансовые инвестиции, удерживаемые до погашения; финансовые активы, предназначенные для перепродажи; прочие финансовые активы

135

 «Расходы»

Определяет прядок признания расходов по обменным и необменным операциям, формирование себестоимости товаров, работ, услуг.

Минфин должен подготовить методрекомендации относительно правил признания расходов

Отчетным периодом для составления финансовой отчетности будет календарный год (п. 7 р. ІІІ НП(С)БУГС 101). Но баланс субъекта госсектора составляется на конец последнего дня отчетного периода. Похоже, что баланс субъекты госсектора будут сдавать ежеквартально. Однако бюджетную отчетность никто не отменял, и ее, скорее всего, будут сдавать, как и ранее, согласно Порядку составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденному приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44.

Однако в этот Порядок тоже нужно внести коррективы, ведь формы финансовой отчетности, утвержденные настоящим Порядком, больше применяться не будут. В последний раз учреждения их используют при составлении финансовой отчетности за 2016 год. А финансовую отчетность за 2017 уже будут сдавать по формам, приведенным в приложениях к НП(С)БУГС 101.

Новые План счетов и Типовая корреспонденция: с чего начать

План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203 (далееПлан счетов), три года ждал своего часа. С 1 января 2017 года он будет действовать только для бюджетных учреждений и государственных целевых фондов, а для Казначейства его введение планируют отсрочить еще на год. Но, как и 2 года назад (когда вводились первые 9 нацстандартов), Минфин даже не стал проводить разъяснительную работу. Единственное что, приказом Минфина от 21.12.2016 г. № 1127 утверждены Методические рекомендации по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета и перенесению остатков (далееМетодрекомендации № 1127). Также Минфин планирует подготовить методрекомендации относительно признания доходов и расходов, но пока что даже проекты этих документов не обнародованы.

Понятно, что примут их уже в следующем году, а новые правила и субсчета бухучета бухгалтеру нужно применять уже в январе 2017 года.

Поэтому традиционно бухгалтерам снова придется разбираться со всеми нововведениями в бухучете. А это реализовать нелегко, ведь нововведения кардинальные, а Методрекомендации № 1127 это, скорее, технический документ, который указаний относительно порядка использования Плана счетов и правил бухучета не предоставляет.  Акцентируем внимание на том, какова  структура Плана счетов.

Структура Плана счетов и принципиальные отличия

План счетов включает:

  • раздел I «Балансовые счета» (это классы с 1-го по 8-й)
  • раздел II «Забалансовые счета» (классы 9 и 0).

Но классы счетов существенно отличаются от предыдущих (см. таблицу 2).

Таблица 2

Классы и счета нового Плана счетов

Класс счетов

Счет

Примечания

Номер

Наименование

Номер

Наименование

 

Раздел І «Балансовые счета»

1

Нефинансовые активы

10

Основные средства

Включает субсчета:

  • 1010–1018 (для бюджетных учреждений);
  • 1020–1028 (для фондов).

Они предназначены для учета ОС, прочих необоротных материальных активов, нематериальных активов, запасов, биологических активов, капинвестиций, износа (амортизации)

11

Прочие необоротные материальные активы

12

Нематериальные активы

13

Капитальные инвестиции

14

Износ (амортизация) необоротных активов

15

Производственные запасы

16

Производство

17

Биологические активы

18

Прочие нефинансовые активы

2

Финансовые активы

20

Долгосрочная дебиторская задолженность

Определены отдельные субсчета для бюджетных учреждений фондов, денежных средств государственного и местного бюджетов ЕКС.

На субсчетах учитывают средства в кассе, на счетах в учреждениях банков или в органах Казначейства, в расчетах с дебиторами, долгосрочных и текущих финансовых инвестиций, долгосрочных и краткосрочных векселей полученных и прочих финансовых активов

21

Поточная дебиторская задолженность

22

Наличные средства и их эквиваленты

23

Денежные средства на счетах

24

Единый казначейский счет

25

Долгосрочные финансовые инвестиции и прочие финансовые активы

26

Текущие финансовые инвестиции и прочие финансовые активы

27

Дебиторская задолженность по внутренним расчетам

28

Расчеты по поступлениям в бюджет

29

Расходы будущих периодов

3

Денежные средства бюджетов и распорядителей бюджетных средств

31

Поступления бюджета

Информацию на субсчетах обобщают органы Казначейства — обо всех поступлениях в государственный и местные бюджеты, в т.ч. средствах бюджета, подлежащих распределению, а также средствах, выделенных в соответствии с бюджетными назначениями распорядителям и получателям бюджетных средств, и пр

32

Денежные средства бюджета

33

Денежные средства бюджета, подлежащие распределению

34

Расчеты распорядителей и получателей бюджетных средств, прочие счета для осуществления расходов

35

Прочие счета распорядителей бюджетных средств и счета других клиентов

36

Счета по невыясненным суммам и прочие транзитные счета

37

Счета органов Казначейства

4

Расчеты

41

Расчеты по финансовым операциям

На субсчетах учитываются расчеты по финансовым инвестициям и финансовым активам, по операциям по отражению обязательств по финансовым операциям госбюджета (местных бюджетов), расчеты по средствам, которые подлежат распределению, и пр.

42

Прочие расчеты

43

Расчеты по счетам, подлежащим распределению

44

Позиция относительно балансовой валюты и балансовые счета

45

Накопительные счета для учета поступлений в бюджет, которые подлежат распределению

46

Технические счета

5

Капитал и финансовый результат

51

Внесенный капитал

На субсчетах учитывают информацию о состоянии и движении средств внесенного капитала, капитала в предприятиях, капитала в дооценке, резервного капитала, целевого финансирования, о финансовых результатах

52

Капитал в предприятиях

53

Капитал в дооценках

54

Целевое финансирование

55

Финансовый результат

56

Резервный капитал

6

Обязательства

60

Долгосрочные обязательства

На субсчетах ведут учет долгосрочных и текущих обязательств по кредитам, займам, по ценным бумагам, операциям по аренде расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками, расчетов по налогам и платежам, расчетов по страхованию, расчетов по оплате труда, обязательств по внутренним расчетам, обеспечений будущих расходов и платежей, обязательств по поступлениям в бюджет, доходов будущих периодов

61

Текущая задолженность по кредитам и займам

62

Расчеты за товары, работы, услуги

63

Расчеты по налогам и сборам

64

Прочие текущие обязательства

65

Расчеты по оплате труда

66

Обязательства по внутренним расчетам

67

Обеспечение будущих расходов и платежей

68

Обязательства по поступлениям в бюджет

69

Доходы будущих периодов

7

Доходы

70

Доходы по бюджетным ассигнованиям

На субсчетах отражают информацию о доходах по бюджетным ассигнованиям, доходы от реализации продукции (работ, услуг), доходы от продажи активов, финансовые доходы и т.д. и необменным операциям

71

Доходы от реализации продукции (работ, услуг)

72

Доходы от продажи активов

73

Финансовые доходы

 

Прочие доходы по обменным операциям

75

Доходы по необменным операциям

76

Условные доходы

8

 

Расходы

80

Расходы на выполнение бюджетных программ

На субсчетах отражают информацию о доходах по бюджетным ассигнованиям, доходы от реализации продукции (работ, услуг), доходы от продажи активов, финансовые доходы и т.д. и необменным операциям

81

Расходы на изготовление продукции (предоставление услуг, выполнение работ)

82

Расходы по продаже активов

83

Финансовые расходы

84

Прочие расходы по обменным операциям

85

Расходы по необменным операциям

86

Условные расходы

Раздел II «Забалансовые счета»

9

Забалансовые и управленческие счета бюджетов и государственных целевых фондов

90

Предложения и открытые ассигнования

На субсчетах отражают информацию о бюджетных ассигнованиях, доходах от реализации продукции (работ, услуг), доходах от продажи активов, финансовых доходах и т.д. и необменным операциям (налоговым и неналоговым поступлениям, трансфертам и т.д.)

91

Ассигнования

92

Показатели росписи

93

Бюджетные обязательства распорядителей и получателей бюджетных средств, расчетные документы, не оплаченные

94

Начисленные проценты, плата за предоставление государственных гарантий и кредитов (займов), привлеченных государством, и штрафные санкции

95

Обязательства и требования по кредитованиям, всем видам гарантий и ценным бумагам

96

Эмитированные ценные бумаги

97

Расчеты для учета денежных средств и расчетов, полученных

98

Расчеты для учета денежных средств, переданных

99

Контрсчета к счетам забалансового учета

0

Забалансовые счета распорядителей бюджетных средств и госудатственных целевых фондов

01

Арендованные основные средства и нематериальные активы

На забалансовых счетах учитывают матценности, прочие активы и обязательства, которые относятся к распорядителям бюджетных средств (государственным целевым фондам) или находятся в их временном распоряжении: выбытие, использование, продажа матценностей, бланков документов строгой отчетности, создание условных прав и обязательств, списание с баланса имущества вследствие недостачи, порчи и дебиторской задолженности

02

Активы на ответственном хранении

03

Бюджетные обязательства

04

Непредусмотренные активы

05

Непредусмотренные обязательства, гарантии и обеспечения предоставленные

06

Гарантии и обеспечения полученные

07

Списанные активы

08

Бланки документов строгой отчетности

09

Переданные (выданные) активы в соответствии с законодательством

Почти каждый счет включает субсчета нескольких видов, отличающиеся третьей цифрой, которой обозначают идентификатор субъекта госсектора: распорядители бюджетных средств — «1», государственные целевые фонды — «2», государственный бюджет — «3», местные бюджеты — «4», счета органов Казначейства — «5». Как понимаем, в связи с отсрочкой применения нового Плана счетов для Казначейства, последние три вида субсчетов пока что применять не будут.

Структура балансовых субсчетов

Балансовый субсчет содержит 4 цифры: первая цифра определяет класс счетов; вторая — номер синтетического счета; третья — идентификатор субъекта госсектора; четвертая цифра — номер субсчета. Но к балансовым счетам придется открывать дополнительные аналитические счета, чтобы вести учет активов и расчетов отдельно по общему и специальному фондам. Ведь расходы будут накапливать на отдельных субсчетах в зависимости от того, на что они направлены, в частности:

  • на субсчетах 8011–8014 — соответственно, расходы бюджетных учреждений, связанные с выполнением бюджетных программ, включающие: оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, материальные расходы, амортизацию;
  • на субсчетах 8111–8115 — соответственно, расходы бюджетных учреждений, связанные с изготовлением продукции (предоставлением услуг, выполнением работ), включающие: оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, материальные расходы, амортизацию, прочие расходы;
  • на субсчетах 8211 и 8212 — соответственно, расходы бюджетных учреждений, связанные с продажей активов, включающие: себестоимость проданных активов; потери на реализацию имущества.

Как видим, амортизацию на необоротные активы тоже нужно будет начислять отдельно по .

Например, субсчет предназначен для учета машин и оборудования в бюджетном учреждении, приобретенных за счет общего фонда (которые не используются для предоставления платных услуг). Структуру балансового счета см. далее на схеме.

Нажмите на картинку для просмотра в увеличенном виде

Таким образом, бюджетные учреждения должны в начале года обязательно разработать и утвердить рабочий план счетов, приобщив его к приказу об учетной политике, который тоже нужно пересмотреть.

Корреспонденция субсчетов — она утверждена приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219. Однако теперь корреспонденция очень общая, и пользоваться ею будет достаточно сложно, ведь она не учитывает все возможные хозяйственные операции. Поэтому каждое бюджетное учреждение должно утвердить собственную корреспонденцию субсчетов (с учетом отраслевых особенностей и дополнительно введенных аналитических счетов) как приложение к приказу об учетной политике. Помогут в этом Методрекомендации № 1127 и Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерського учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Итак, прежде чем применять новый План счетов, учреждения должны внести изменения или утвердить в новой редакции Положение об учетной политике, приобщив к нему рабочий план счетов и корреспонденцию субсчетов, который будут использоваться. Более подробно обо всех этих нововведениях расскажем в начале следующего года.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

бухгалтер-эксперт