Основание: ст.ст. 7–8 Закона о Госбюджете-2017 ,
п. 30 р. I Закона № 1774 .
Вступили в силу 01.01.2017 г.

  Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» от 22.12.2016 г. № 1801-VIII.

 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 06.12.2016 г. № 1774-VIII.

Начисление ЕСВ законодатель тоже не оставил без внимания, особенно это почувствуют предприниматели, которые находятся на общей системе налогообложения, и физлица, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью.

Максимальная база начисления ЕСВ и минимальный страховой взнос

На 2017 год установлен размер минзарплаты — 3200 грн. Именно этот показатель используют для определения минимального страхового взноса: 3200 грн х 22% = 704 грн.

Минимальный страховой взнос — сумма единого взноса, которая определяется расчетно как произведение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленный законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно.

(п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»
от 08.07.2010 г. № 2464-VI, далее — Закон о ЕСВ)

Прожиточный минимум для трудоспособных лиц в течение 2017 года будет изменяться: с 1 января — 1600 грн, с 1 мая — 1684 грн, с 1 декабря — 1762 грн, и, соответственно, максимальная величина базы начисления ЕСВ составит:

  • с 1 января — 40000 грн (1600 грн х 25);
  • с 1 мая — 42100 грн (1684 грн х 25);
  • с 1 декабря — 44050 грн (1762 грн х 25).

Напомним: максимальную величину базы начисления ЕСВ используют как ограничение и при начислении больничных и декретных.

Всех предпринимателей-пенсионеров освободили от уплаты ЕСВ

Как помним, в предыдущие годы этой привилегией (для себя) могли воспользоваться только предприниматели-единщики, являющиеся пенсионерами по возрасту и инвалидами, которые получают пенсию по возрасту или социальную помощь. Теперь же освобождением от уплаты ЕСВ за себя могут воспользоваться и предприниматели (пенсионеры и инвалиды), которые находятся на общей системе налогообложения.

Обратите внимание

Органы ГФС раньше считали, что освобождение от уплаты ЕСВ распространяется только на пенсионеров, достигших пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Суды же считают, что право на освобождение имеют и пенсионеры, которые вышли на пенсию на льготных условиях, со снижением пенсионного возраста, в т.ч. чернобыльцы и военнослужащие.

ГФС вынуждена почти согласиться с судебной позицией и сейчас признает, что права на освобождение от уплаты ЕСВ нет только в случае выхода на пенсию за выслугу лет (категория 301.04.02 системы «ЗІР»).

Право пенсионеров-единщиков на освобождение от уплаты ЕСВ закреплено и в п. 4 р. ІІ Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Минфина от 20.04.2015 г. № 449 (далееИнструкция № 449).

Предприниматели-единщики (пенсионеры и инвалиды) при назначении пенсии подают отчет с пометкой «назначение пенсии» — за период до даты формирования заявления на назначение пенсии (п. 10 р. IV Порядка формирования и предоставления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435, далееПорядок № 435). Также «ЗІР» содержит разъяснения о том, что пенсионеры и инвалиды должны письменно уведомить органы ГФС о получении данного статуса. Для этого нужно подать письменное заявление в произвольной форме с соответствующими подтверждающими документами, а именно: копию справки из акта осмотра в медико-социальной экспертной комиссии об установлении группы инвалидности или копию пенсионного удостоверения (категория 301.04.02 системы «ЗІР»).

Напомним

Предприниматели-единщики, которые являются пенсионерами по возрасту или инвалидами, по желанию могут продолжать уплачивать ЕСВ в размере не меньше минимального страхового взноса и подавать отчетность (абз. 2 п. 4 р. ІІІ Инструкции № 449). В таком случае они будут иметь право при наступлении страхового случая на получение матобеспечения из Фонда соцстраха. Наверное, такую возможность  потом предоставят и предпринимателям-общесимтемщикам.

Поэтому возникает вопрос: должен ли предприниматель-общесистемщик также подавать отчет по Форме № Д5 с типом «назначение пенсии» или достаточно просто уведомить налоговые органы о своем статусе? Ответить на него может только ГФС.

В любом случае предпринимателям-общесистемщикам нужно подать отчетность за 2016 год, а также обратиться в орган ГФС по месту регистрации об освобождении от уплаты ЕСВ начиная с января 2017 года.

И теперь Минфин должен внести соответствующие изменения в Инструкцию № 449 и Порядок № 435.

За льготы пенсионеров по ЕСВ заплатят другие плательщики ЕСВ

Предпринимателей-общесистемщиков с 1 января 2017 года обязали уплачивать ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса (704 грн) за каждый месяц независимо от того, получали они доход (прибыль) от предпринимательской деятельности или нет. Такая же участь постигла и лиц, занимающихся независимой профессиональной деятельностью.

Таким образом, тем предпринимателям, которые не осуществляют деятельность или которым не под силу уплачивать ЕСВ в размере 704 грн в месяц, лучше закрыться, подав госрегистратору или нотариусу Заявление о государственной регистрации о прекращении предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению (Форма № 12), утвержденное приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5. Если прекращение произойдет в январе 2017 года, то за этот месяц придется уплатить ЕСВ в размере 704 грн.

Для предпринимателей-единщиков I группы сумма ЕСВ за месяц не может быть меньше половины минимального страхового взноса: 704 грн х 0,5 = 352 грн. Но периоды, за которые будет уплачена неполная сумма минимального страхового взноса, пропорционально зачислят в пенсионный стаж и страховой стаж для больничных и декретных.

Права ПФУ и обмен информацией

Статью 13 Закона о ЕСВ дополнили новым пунктом 51, который дает право органам ПФУ в случае выявления по результатам анализа данных реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — Госреестр) недостоверных сведений о застрахованных лицах требовать от плательщиков единого взноса информацию об этих сведениях и устранения нарушений.

Также в Законе о ЕСВ закрепили новые положения относительно использования сведений из Госреестра и обмена информацией, а именно:

  • информация из Госреестра будет использоваться с целью выявления фактов использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде (ч. 1 ст. 17);
  • обмен информацией о сведениях, которые содержат признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде, будет осуществляться между Гоструда и ГФС в порядке, утвержденном ПФУ по согласованию с Минсоцполитики;
  • информация из реестра страхователей Госреестра предоставляется по запросу плательщиков единого взноса и/или застрахованных лиц в порядке и по форме, установленным ГФС и ПФУ по согласованию с фондами общеобязательного государственного социального страхования (ч. 5 ст. 17).

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»