В преддверии новогодних праздников организация корпоративов становится обычным явлением. Так почему же не пригласить партнеров по бизнесу и не оплатить их расходы на проживание. При этом возникает вопрос: какие налоговые последствия будут для предприятия в данном случае?

Может быть несколько вариантов в зависимости от оформления. Не менее важно и то, оплатило ли предприятие гостиницу или компенсировало ли расходы на проживание. Рассмотрим каждый из возможных вариантов более подробно.

Приглашение партнеров: представительские расходы

В случае если предприятие планирует организовать вечеринку в узком кругу с присутствием администрации и партнеров, то расходы на данное мероприятие можно попытаться оформить как представительские расходы.

К представительским расходам можно отнести расходы, связанные с:

  • проведением официального приема (завтрака, обеда, ужина) представителей;
  • транспортным обеспечением;
  • мероприятиями культурной программы;
  • буфетным обслуживанием в ходе переговоров;
  • оплатой услуг переводчика, который не состоит в штате учреждения;
  • оплатой номеров в гостиницах.

Данный перечень содержит абз. 2 п. 2 Норм средств на представительские цели бюджетных учреждений и порядка их расходования, утвержденных приказом Минфина от 14.09.2010 г. № 1026. Но налоговики считают, что эти Нормы хозрасчетные предприятия могут использовать как вспомогательный (справочный) документ (см. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 10.03.2017 г. № 5087/10/26-15-13-01-12, письмо ГНСУ от 22.11.2012 г. № 5743/0/61-12/15-1415).

Обратите внимание

Целью мероприятия должны быть не развлечения и отдых, а переговоры о намерениях и планах относительно сотрудничества.

Однако данные расходы могут быть отражены в бухучете и, соответственно, включены в состав расходов налогоплательщика только при наличии подтверждающих документов. Ранее (до 01.01.2015), когда в налоговые расходы могли попасть только связанные с хоздеятельностью, Миндоходов в письме от 25.10.2013 г. № 14054/6/99-99-19-03-02-15 настаивал на наличии следующих документов:

  • приказ о проведении официального приема;
  • приглашение представителей (делегаций) и их ответы;
  • смета расходов;
  • акты выполненных работ;
  • отчет о проведенном мероприятии;
  • накладные на отпуск продукции, товаров со склада и т.д., и прочие надлежащим образом оформленные первичные документы, подтверждающие связь данных расходов с хозяйственной деятельностью плательщика.

Заметим: наличие связи с хоздеятельностью для признания расходов отныне не требуется, ведь их признают на основании П(С)БУ 16 «Расходы». Поэтому все расходы признают по бухгалтерским правилам (см. письмо ГФС от 02.03.2016 г. № 4539/6/99-99-19-02-02-15) Подробнее об этом мы рассказывали в статье «Расходы, не связанные с ведением хозяйственной деятельности: учитывать ли при определении базы по налогу на прибыль» газеты № 77/2015.

Однако связь с хозяйственной деятельностью необходима для отнесения к налоговому кредиту, а также при обложении НДФЛ представительских расходов.

Образцы оформления приказа о проведении мероприятия, плана мероприятия, сметы на его проведение и отчета см. в статье «Корпоративные мероприятия: какие документы понадобятся» газеты № 236/2016.