(комментарий к письму ГФС от 08.11.2016 г. № 35758/7/99-99-13-02-01-17)

Данное письмо в очередной раз подтвердило очевидное: основная задача ГФС — создавать помехи в работе бухгалтера даже там, где их быть не может.

Напомним: приказом Минфина от 07.09.2016 г. № 813 (далееПриказ № 813) были внесены изменения в Порядок формирования и предоставления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435 (далее Порядок № 435). Изменения были сугубо косметические, в частности, заменили в перечне таблиц и в таблицах 2 и 8 Формы № Д4 слово «престарелых» на «лиц преклонного возраста». Тем не менее Форма № Д4 обновилась.

Естественно, разработчики программного обеспечения для предоставления электронной отчетности поспешили обновить данную форму, чтобы пользователи вовремя сдали отчетность по ЕСВ. И что удивительно — Налоговая принимала без каких-либо замечаний отчетность по новой форме, отправляя квитанции № 2 о принятии отчетности.

Как гром среди ясного неба появилось комментируемое письмо, в котором ГФС сообщила, что отчеты по обновленной Форме № Д4 следует подавать только начиная с 1 декабря 2016 года. Но в Приказе № 813 такого предписания нет, и налоговики аргументируют данный подход п. 46.6 НКУ, где сказано: если в результате введения нового налога или изменения правил налогообложения изменяются формы налоговой отчетности, центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, утвердивший такие формы, обязан обнародовать новые формы отчетности. А новые формы деклараций (расчетов) вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование. На основании этого ГФС решила, что обновленные формы отчетности по ЕСВ нужно применять с 01.12.2016 г. (но Приказом № 813 не установлен особый период вступления в силу для форм отчетности по ЕСВ).

На устные обращения плательщиков ЕСВ о том, что делать, если отчеты по ЕСВ уже сданы по состоянию на 11.11.2016 г., ГФС требует подать отчетность повторно по старой форме. И некоторые разработчики программ по предоставлению электронной отчетности спешат предоставить возможность клиентам подавать отчет по старой форме.

Плательщикам ЕСВ, которые будут повторно подавать отчетность, не стоит волноваться, что данные могут удвоиться. Ведь действующим считается последний электронный или бумажный отчет, предоставленный страхователем до окончания сроков предоставления отчетности (абз. 2 п. 1 р. V Порядка № 435).

Хотелось бы адресовать несколько вопросов непосредственно авторам письма:

  • можно ли считать изменением правил налогообложения сугубо технические правки в формах отчетности по ЕСВ;
  • если замена слова в таблицах Формы № Д4 не является изменением правил налогообложения, то какое отношение к этому имеет п. 46.4 НКУ;
  • Приказ № 813 вступил в силу 18.10.2016 г., и он не определил, что он применяется с 01.12.2016 г., так почему же с 1 по 11 ноября ГФС принимала отчетность по новой форме, а 11 ноября решила, что ее нужно сдавать по старой форме?

Таким образом, получается, судя из логики ГФС, что ее специалисты сами допустили нарушение и принимали отчетность не по установленной форме.

Плательщики ЕСВ, которые предоставили отчетность по действующей на сегодняшний день форме отчетности, и считают, что это правильно (для этого есть все основания!), могут воспользоваться вышеприведенными аргументами, чтобы доказать свою правоту.

Какие существуют риски для тех, кто подал отчетность по новой форме?

Если формально подходить к данному вопросу, то ГФС может это трактовать как предоставление отчетности по неустановленной форме, за что грозит штраф в размере 170 грн (п. 7 ч. 11 ст. 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI). Но напомним: ГФС неоднократно сама рекомендовала сдавать декларации по новым формам, которые еще не вступили в силу. Поэтому надеемся, что штрафные санкции к тем, кто сдал отчетность по ЕСВ по новой форме, применяться не будут. В любом случае, если будет попытка наложить штрафные санкции, их следует оспаривать, в т.ч. и в судебном порядке.

Также комментируемое письмо в который раз подтвердило, что нужно забрать у ГФС полномочия по предоставлению разъяснений касательно применения нормативно-правовых актов.

Ольга СМОЛИНА,

бухгалтер-эксперт