Для того чтобы поддерживать автомобиль в технически исправном состоянии и надлежащем внешнем виде, каждый владелец автомобиля должен своевременно проводить техосмотры. Сегодня расскажем об учете и налогообложении техосмотров на предприятии

Бухгалтерский учет

Техническое обслуживание — это комплекс операций или операция относительно поддержания работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, хранении и транспортировке (абз. 3 п. 1.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса Украины от 30.03.1998 г. № 102, далееПоложение № 102). То есть, по сути, техобслуживанием является услуга, предусматривающая выполнение определенных действий относительно налаживания работы автомобиля.

Так, согласно п. 3.7 Положения № 102 техосмотр дорожно-транспортных средств выполняется в планово-обязательном порядке, включая определенный Положением № 102 и инструкциями производителей перечень обязательных работ.

В свою очередь, Положением № 102 предусмотрены следующие виды технического обслуживания:

  • подготовка к продаже;
  • техническое обслуживание в период обкатки;
  • ежедневное обслуживание;
  • первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • второе техническое обслуживание (ТО-2);
  • сезонное техническое обслуживание;
  • текущий ремонт;
  • капитальный ремонт;
  • техническое обслуживание при консервации дорожно-транспортных средств;
  • техническое обслуживание и ремонт дорожно-транспортных средств на линии.

Как видим, в соответствии с Положением № 102 техническое обслуживание включает и какие-либо ремонты автомобиля. Однако в бухгалтерском учете от техобслуживания стоит отделить улучшения, влекущие за собой увеличение будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования автомобиля, — модернизацию, модификацию, достройку, дооборудование, реконструкцию и т.п.

Согласно п. 14 П(С)БУ 7 «Основные средства» сумма расходов, связанная с таким улучшением основных средств, увеличивает его первоначальную стоимость.

При этом нам следует ориентироваться на меры по поддержанию автомобиля в рабочем состоянии, которые НЕ приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от его использования. Поскольку в п. 15 П(С)БУ 7 четко сказано, что техосмотр, наблюдение, обслуживание основных средств относятся именно к их числу. Так, суммы расходов на техобслуживание автомобиля попадут в состав расходов отчетного периода (п. 15 П(С)БУ 7).

Учитывая требования П(С)БУ 16, расходы на содержание и обслуживание автомобиля могут отражаться в составе: