Для того чтобы получить денежные средства на выплату зарплаты или перечислить их на зарплатные счета работников, необходимо подать в банк платежные поручения на уплату налогов и сборов с зарплаты, то есть НДФЛ, военного сбора и ЕСВ.

Ведь согласно пп. 168.1.2 НКУ НДФЛ уплачиваем (перечисляем) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом, а банки принимают платежку на выплату дохода только при условии, если одновременно предоставлена и платежка на перечисление данного налога в бюджет. Это же касается и военного сбора, поскольку его начисление, удержание и уплата (перечисление) в бюджет осуществляются в том же порядке, что и НДФЛ (пп. 1.4 п. 16 подраздела 10 «Переходных положений» НКУ).

Для ЕСВ прописана аналогичная норма, обязывающая при выплате зарплаты одновременно предоставлять платежку на перечисление соответствующих сумм ЕСВ или же документы, подтверждающие фактическую уплату данных сумм (ч. 2 ст. 24 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, далееЗакон № 2464).

Выяснив, что требование является обязательным, переходим к требованиям относительно заполнения реквизитов платежного поручения, приведенным в приложении 8 к Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением НБУ от 21.01.2004 г. № 22 (далееИнструкция № 22). Форма платежного поручения утверждена приложением 2 к Инструкции № 22.

Особенности заполнения полей платежки при уплате налогов

Рассмотрим каждый из ключевых реквизитов (полей) платежного поручения и особенности их заполнения при перечислении налогов с зарплаты (см. таблицу 1).

Таблица 1

Информация, которая указывается в реквизитах платежного поручения

Заполнение графы «Например»
публикуется на языке оригинала

Название реквизита (поле)

Информация, которая должна указываться

Например

Плательщик

Наименование предприятия (учреждения), которое заявлено в банковской карточке с образцами подписей и оттиска печати, или сокращенное наименование, которое соответствует зарегистрированному в учредительных документах

ТОВ «Новатор»

Код плательщика

Код ЕГРПОУ или регистрационный (учетный) номер налогоплательщика

30621589

Банк плательщика

Наименование и местонахождение (населенный пункт) банка. При составлении расчетного документа с использованием компьютерной техники допускается сокращение наименования

ПАТ «Приватбанк»

Код банка плательщика

Код банка (МФО)

305299

Счет плательщика

Номер счета в банке, из которого будут перечислены денежные средства

26001162002243

Получатель

При уплате платежей в бюджет указываются: наименование (полное или сокращенное) соответствующего учреждения, на имя которого открыты счета для зачисления поступлений в государственный и/или местные бюджеты, наименование территории и код бюджетной классификации.

При уплате НДФЛ и военного сбора в бюджет получателем выступает соответствующий орган Казначейства по месту учета налогоплательщика. Поэтому указываются его наименование и код ЕГРПОУ. Однако при уплате ЕСВ указываются наименование органа ГФС и его код ЕГРПОУ. Объяснение данного нюанса см. после таблицы

Для ПДФО:
УК у Голосіїв.р-ні/Голосіїв.р-н / 11010100

Для військового збору:
УК у Голосіїв.р-ні / Голосіїв.р-н / 11011000

Для ЄСВ:
 ДПІ в Голосiїв. р-ні

Код получателя

Код ЕГРПОУ или регистрационный (учетный) номер получателя

Для ПДФО та військового збору:
38039757

Для ЄСВ:
39468461

Банк получателя

Наименование и местонахождение (населенный пункт) банка (филиала) получателя. В случае составления расчетного документа с использованием компьютерной техники допускается сокращение наименования

ГУ ДКСУ у м. Києві

Код банка получателя

Код банка, который является банком получателя (МФО)

820019

Счет получателя

Номер счета получателя

Для ПДФО:
31113175700002

Для військового збору:
31117063700002

Для ЄСВ:
37198201012650

Стоит немного разъяснить особенности заполнения отдельных полей платежки для уплаты налогов и сборов, учитывая то что платежи необходимо перечислять на бюджетные счета.

Счета по поступлениям в государственный и местные бюджеты открываются ежегодно на начало нового бюджетного периода в органах Казначейства (п. 2.1 Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758, далееПорядок № 758).

Если имеют место изменения в законодательстве, согласно которым меняется перечень поступлений, зачисляемых в соответствующие бюджеты, и/или порядок их зачисления, а также код и название территории, Казначейство централизованно открывает/закрывает счета по поступлениям, руководствуясь внесенными изменениями.

Например: изменились коды доходов бюджета для налога или сбора либо изменился орган или уровень бюджета, в который он должен взиматься.

Далее информация об открытых/закрытых счетах доводится до сведения органов Казначейства, которые, в свою очередь, информируют об этом органы, контролирующие взимание поступлений бюджета. Данный механизм прописан в п. 2.1 Порядка № 758.

В полях «Отримувач» и «Код отримувача» платежки на уплату платежей в бюджет указываем:

  • наименование (полное или сокращенное) соответствующего учреждения, на имя которого открыты счета для зачисления поступлений в государственный и/или местные бюджеты, наименование территории и код бюджетной классификации;
  • идентификационный код получателя по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ).

Учитывая то что НДФЛ и военный сбор зачисляются в соответствующие бюджеты, а бюджетные счета открываются на имя органов Казначейства, тогда получателем выступает соответствующий орган Казначейства по месту учета налогоплательщика.

При этом в поле «Отримувач» платежки вместе с наименованием учреждения, на имя которого открыты бюджетные счета, необходимо указывать и код бюджетной классификации:

  • 11010100 «НДФЛ, уплачиваемый налоговыми агентами, с доходов налогоплательщика в виде заработной платы»;
  • 11011000 «Военный сбор».

Если же код бюджетной классификации не вписать в этом поле, платеж все равно должен поступить на тот бюджетный счет, который будет указан в платежном поручении (см. материал «Как учитывать изменение кодов доходов бюджета и бюджетных счетов при заполнении платежного поручения» газеты № 30/2016).

Однако для зачисления ЕСВ в Казначействе и его территориальных органах открываются небюджетные счета соответствующему органу доходов и сборов исключительно для обслуживания денежных средств ЕСВ (ч. 6 ст. 9 Закона № 2464). Следовательно, счета для зачисления ЕСВ открываются на имя органов доходов и сборов. Поэтому и в полях «Отримувач» и «Код отримувача» платежки при уплате ЕСВ будут указываться наименование органа ГФС и его код ЕГРПОУ. Вместе с тем код бюджетной классификации не указывается, поскольку ЕСВ не относится к доходам бюджета.

Обратите внимание

Если в результате реорганизации некоторых территориальных органов ГФС образуется новое юрлицо публичного права, тогда это вызывает появление нового для него кода ЕГРПОУ, а вместе с тем по-новому открытие на его имя счетов для зачисления ЕСВ.

А вот что касается полей «Банк отримувача» и «Код банку отримувача» платежки, то денежные средства на уплату НДФЛ, военного сбора и ЕСВ направляются на счета, отрытые в органах Казначейства, поэтому получается, что указываем именно наименование и местонахождение (населенный пункт) органа Казначейства и его код МФО.

Что указывать в «Призначенні платежу» платежного поручения

Это поле платежного поручения при уплате налогов и сборов, в т.ч. ЕСВ, в бюджет заполняют в соответствии с требованиями Порядка заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата ошибочно или излишне зачисленных денежных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.07.2015 г. № 666 (далееПорядок № 666). В этом же документе содержатся также примеры заполнения поля «Призначення платежу» платежки на уплату отдельных налогов и сборов.

Вместе с тем уплата по каждому виду платежа и по каждому виду уплаты должна оформляться отдельным документом на перевод (п. 6 Порядка № 666).

Для уплаты налогов, сборов и ЕСВ используется код вида уплаты 101, который приведен в Перечне кодов видов уплаты, утвержденном в приложении к Порядку № 666.

Для примера покажем, как должно выглядеть поле «Призначення платежу» платежного поручения на уплату ЕСВ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Поле «Призначення платежу» платежки на уплату ЕСВ

Информация для заполнения поля «Призначення платежу»

1

2

3

4

5

6

7

служебный код

код вида уплаты согласно приложению к Порядку № 666

код ЕГРПОУ плательщика, осуществляющего уплату

печатается разъяснительная информация о назначении платежа. При этом формат такой информации не регламентируется, а лишь ограничивается длиной данного поля в соответствии с системой электронных платежей НБУ. Также между словами не допускается использование служебного знака «;»

не заполняется

*

;101

;25120114

;ЄСВ із зарплати за липень 2017 р.

;

;

;

Отметим: согласно п. 3.10 Инструкции № 22, если налоговый агент перечисляет на счета работников предприятия, открытые в банках, доход, из которого в соответствии с НКУ не удерживается НДФЛ, то в реквизите «Призначення платежу» расчетного документа должно быть указано, что доход не подлежит налогообложению. Поэтому важно такую информацию уточнять в платежном поручении, как и период, за который проводится выплата.

К тому же если у плательщика ЕСВ имеется налоговый долг/недоимки по ЕСВ, тогда платежка на перевод денежных средств принимается к выполнению независимо от кода вида уплаты, указанного в поле «Призначення платежу». Однако зачисление средств произойдет в порядке очередности, установленном НКУ, а такому виду уплаты органами ГФС присваивается код вида уплаты 140. В частности, этот порядок предусматривает п. 8 Порядка № 666.

Обратите внимание

Обязанность плательщика по уплате налогов следует считать выполненной с момента предоставления в обслуживающий банк платежного документа на перечисление в бюджетную систему Украины на соответствующий счет денежных средств плательщика. В свою очередь, плательщик не несет ответственности за действия банковских и кредитных учреждений, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. О судебной практике по данному вопросу речь шла в новости «Задержка платежа в бюджет по вине банка: судебная практика».

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»