Для того чтобы получить денежные средства на выплату зарплаты или перечислить их на зарплатные счета работников, необходимо подать в банк платежные поручения на уплату налогов и сборов с зарплаты, т.е. НДФЛ, военного сбора и ЕСВ.

Ведь согласно пп. 168.1.2 НКУ НДФЛ уплачиваем (перечисляем) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом, а банки принимают платежку на выплату дохода только при условии, если одновременно предоставлена платежка на перечисление данного налога в бюджет.

Это же касается и военного сбора, поскольку его начисление, удержание и уплата (перечисление) в бюджет осуществляются в том же порядке, что и НДФЛ (пп. 1.4 п. 16 подраздела 10 «Переходных положений» НКУ).

Для ЕСВ разработана аналогичная норма, обязывающая при выплате зарплаты одновременно представлять платежку на перечисление соответствующих сумм ЕСВ или же документы, подтверждающие фактическую уплату данных сумм (ч. 2 ст. 24 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, далееЗакон № 2464).

Выяснив, что требование является обязательным, рассмотрим требования относительно заполнения реквизитов платежного поручения, приведенных в приложении 9 к Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением НБУ от 21.01.2004 г. № 22 (далееИнструкция № 22). Форма платежного поручения утверждена приложением 2 к Инструкции № 22.

Обратите внимание

Ответственность за правильность заполнения реквизитов расчетного документа несет лицо, оформившее данный документ и представившее в обслуживающий банк (п. 2.3 Инструкции № 22).

С 13.01.2020 действует обновленная форма платежного поручения, приведенная в приложении 3 к Инструкции № 22. Именно с этой даты из формы расчетных документов извлекают реквизиты «Код банку платника», «Код банку отримувача», «Код банку стягувача». Это привычный для бухгалтеров 6-значный код МФО банка.

То есть единственное отличие новой формы платежного поручения от предыдущей — отсутствие реквизита «Код банку», а в поле «Рахунок платника/отримувача/стягувача» необходимо указывать номер счета по стандарту IBAN.

В Украине IBAN означает замену комбинаций из кода МФО банка + номер расчетного счета на международный формат счета, состоящего из 29 символов (буквы и цифры) (см. «Новая форма платежного поручения и чековой книжки: готовимся к 13.01.2020», «Банковские счета по стандарту IBAN: что нужно учитывать»).

Обратите внимание

Начиная с 13.01.2020, если в расчетном документе будет указан счет не по стандарту IBAN, а пара реквизитов «Код банку (МФО)» и «Номер рахунку», то СЭП забракует данный документ. Такую информацию НБУ предоставил банкам и органам Казначейства (см. письмо НБУ от 23.12.2019 г. № 52-0011/67192).

К тому же не только банковские учреждения открыли своим клиентам счета по стандарту IBAN. Это же касается и счетов, которые органы Казначейства с 01.01.2020 открыли распорядителям (получателям) бюджетных средств, а также для уплаты налогов и сборов, ЕСВ, таможенных платежей, электронных счетов в СЭА НДС и СЭАРГ и СЭ, в частности:

Особенности заполнения полей платежки при уплате налогов

Каждый из ключевых реквизитов (полей) платежного поручения и особенности их заполнения при перечислении налогов с зарплаты см. в таблице 1.

Таблица 1

Информация, которая указывается в реквизитах платежного поручения

Название реквизита (поле)

Информация, которая должна указываться

Например

Платник

Наименование предприятия (учреждения), которое заявлено в банковской карточке с образцами подписей, или сокращенное наименование, соответствующее зарегистрированному в учредительных документах

ТОВ «Новатор»

Код платника

Код ЕГРПОУ или регистрационный (учетный) номер налогоплательщика

30621589

Банк платника

Наименование банка (филии) плательщика.

При составлении расчетного документа с использованием компьютерной техники допускается сокращение наименования при условии, если в сокращенном виде данный реквизит будет содержать информацию, достаточную для однозначной идентификации банка (филиала)

АТ «Укрсиббанк»

Рахунок платника

Номер счета в банке по стандарту IBAN, из которого будут перечисляться деньги

UA043540050000

26001162002243

Отримувач

При уплате платежей в бюджет указывают: наименование (полное или сокращенное) соответствующего учреждения, на имя которого открыты счета для зачисления поступлений в государственный и/или местные бюджеты, наименование территории и код бюджетной классификации.

При уплате НДФЛ и военного сбора в бюджет получателем является соответствующий орган Казначейства по месту учета налогоплательщика. Поэтому указывают его наименование и код ЕГРПОУ. Однако при уплате ЕСВ указывают наименование органа ГНС и его код ЕГРПОУ. Объяснение этому см. после таблицы 1

Для НДФЛ:

УК у Голос.р-ні/Голосіїв.р-н/11010100

 

Для военного сбора:

УК у Голос.р-ні/Голосіїв.р-н/11010100

 

Для ЕСВ:

ГУ ДПС у м. Києвi (ДПI у Голосіїв.р-ні)

Код отримувача

Код ЕГРПОУ или регистрационный (учетный) номер получателя

Для НДФЛ и военного сбора:

38039757

Для ЕСВ:

43141267

Банк отримувача

Наименование банка (филиала) получателя.

При составлении расчетного документа с использованием компьютерной техники допускается сокращение наименования при условии, если в сокращенном виде данный реквизит будет содержать информацию, достаточную для однозначной идентификации банка (филиала)

Казначейство України (ЕАП)

Рахунок отримувача

Номер счета получателя по стандарту IBAN

Для НДФЛ:

UA638999980331

29340000026002

 

Для военного сбора:

UA958999980310

60063000026002

 

Для ЕСВ:

UA258999980003

55699201002650

А сейчас объясним особенности заполнения отдельных полей платежки для уплаты налогов и сборов, учитывая то, что платежи необходимо перечислять на счета, открытые в Казначействе.

Счета по поступлениям в государственный и местные бюджеты открываются ежегодно на начало нового бюджетного периода в органах Казначейства (п. 2.1 Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758, далееПорядок № 758).

Если имеют место изменения в законодательстве, согласно которым меняется перечень поступлений, зачисляемых в соответствующие бюджеты, и/или порядок их зачисления, а также код и название территории, Казначейство централизованно открывает/закрывает счета по поступлениям, руководствуясь внесенными изменениями.

Например: изменились коды доходов бюджета для налога или сбора либо изменился орган или уровень бюджета, в который он должен взиматься.

Затем информация об открытых/закрытых счетах доводится до сведения органов Казначейства, которые, в свою очередь, информируют об этом органы, контролирующие взимание поступлений бюджета. Данный механизм описан в п. 2.1 Порядка № 758.

В полях «Отримувач» и «Код отримувача» платежки на уплату платежей в бюджет указываем:

  • наименование (полное или сокращенное) соответствующего учреждения, на имя которого открыты счета для зачисления поступлений в государственный и/или местные бюджеты, наименование территории и код бюджетной классификации;
  • идентификационный код получателя по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ).

При этом в поле «Отримувач» платежки вместе с наименованием учреждения, на имя которого открыты бюджетные счета, необходимо указывать также код бюджетной классификации:

  • 11010100 «ПДФО, що сплачується податковими агентами, із доходів платника податку у вигляді заробітної плати»;
  • 11011000 «Військовий збір».

Если код бюджетной классификации не вписать в данном поле, платеж все равно должен поступить на тот бюджетный счет, который будет указан в платежном поручении (см. «Как учитывать изменение кодов доходов бюджета и бюджетных счетов при заполнении платежного поручения»).

Однако для зачисления ЕСВ в Казначействе и его территориальных органах открываются небюджетные счета соответствующему органу доходов и сборов исключительно для обслуживания средств ЕСВ (ч. 6 ст. 9 Закона № 2464).

Таким образом, счета для зачисления ЕСВ открываются на имя органов доходов и сборов. Поэтому и в полях «Отримувач» и «Код отримувача» платежки при уплате ЕСВ будут указывать наименование органа ГНС и его код ЕГРПОУ. Вместе с тем сегодня в качестве юрлиц функционируют главные управления ГНС, а ГНИ являются их подразделениями, что и обусловливает один код ЕГРПОУ для всей области. А код бюджетной классификации не указывают, поскольку ЕСВ не относится к доходам бюджета.

Обратите внимание

Счета для уплаты налогов и сборов, а также ЕСВ, открыты на балансе центрального аппарата Казначейства Украины. Именно он является банком получателя данных платежей и имеет МФО 899998.

Однако с 13.01.2020 отдельно код МФО не указывается, однако в счете по стандарту IBAN можно проследить комбинацию цифр 899998.

Кроме того, для правильного определения реквизита счета нужно учитывать символ отчетности, присвоенный каждой категории плательщиков ЕСВ (201, 202, 203, 204, 205, 206, 207).

Работодателям прежде всего нужно акцентировать внимание на символе 201, предназначенном для зачисления ЕСВ, начисленного на суммы: зарплаты (22%, 8,41%, 5,3%, 5,5%); вознаграждения по договорам ГПХ; пособия по временной нетрудоспособности (22%). Этот трехзначный символ отражен в счете.

Что указывать в «Призначенні платежу» платежного поручения

Это поле платежного поручения при уплате налогов и сборов, в т.ч. ЕСВ, в бюджет заполняют в соответствии с требованиями Порядка заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) налогов, сборов, таможенных платежей, единого взноса, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата ошибочно или излишне зачисленных денежных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.07.2015 г. № 666 (далее — Порядок № 666). В последнем содержатся также примеры заполнения поля «Призначення платежу» платежки на уплату отдельных налогов и сборов.

Вместе с тем уплата по каждому виду платежа и по каждому виду уплаты должна оформляться отдельным документом на перевод (п. 6 Порядка № 666).

Для уплаты налогов, сборов и ЕСВ используется код вида уплаты 101, приведенный в Перечне кодов видов уплаты, утвержденном в приложении к Порядку № 666.

Как должно выглядеть поле «Призначення платежу» платежного поручения на уплату ЕСВ, см. в таблице 2.

Таблица 2

Поле «Призначення платежу» платежки на уплату ЕСВ

Информация для заполнения поля «Призначення платежу»

1

2

3

4

5

6

7

службовий код

код виду сплати згідно з додатком до Порядку № 666

код за ЄДРПОУ платника, який здійснює сплату

друкується роз’яснювальна інформація про призначення платежу. При цьому формат такої інформації не регламентується, а лише обмежується довжиною цього поля відповідно до системи електронних платежів НБУ. Також між словами не допускається використання службового знака «;»

не заповнюється

*

;101

;25120114

;ЄСВ із зарплати за січень 2020 р.

;

;

;

Согласно п. 3.9 Инструкции № 22, если налоговый агент перечисляет на счета работников предприятия, открытые в банках, доход, с которого в соответствии с НКУ не удерживается НДФЛ, то в реквизите «Призначення платежу» расчетного документа должно быть указано, что доход не подлежит налогообложению. Поэтому важно такую информацию уточнять в платежном поручении, как и период, за который осуществляется выплата.

К тому же если у плательщика ЕСВ имеет место налоговый долг/недоимки по ЕСВ, тогда платежка на перевод денежных средств принимается к выполнению независимо от кода вида уплаты, указанного в поле «Призначення платежу». Однако зачисление средств произойдет в порядке очередности, установленном НКУ, а такому виду уплаты органами ГНС присваивается код вида уплаты 140. В частности, данный порядок предусматривает п. 8 Порядка № 666.

Обратите внимание

Обязанность плательщика по уплате налогов следует считать исполненной с момента предоставления в обслуживающий банк платежного документа на перечисление в бюджетную систему Украины на соответствующий счет денежных средств плательщика.

В свою очередь, плательщик не несет ответственности за действия банковских и кредитных учреждений, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. О судебной практике по данному вопросу см. новость «Задержка платежа в бюджет по вине банка: судебная практика».

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»