Недавно завершено создание ГНС и обеспечение осуществления ГНС полномочий и выполнения функций, определенных Положением о Государственной налоговой службе Украины, утвержденным постановлением КМУ от 06.03.2019 г. № 227.
Однако нормы, обеспечивающие проведение контролерами инвентаризации, остались неизменными. Выясним в материале, когда у налоговиков возникает право требовать проведения инвентаризации в полном объеме и какие при этом последствия ждут субъектов хозяйствования

Когда налоговики могут требовать проведения инвентаризации

Право требовать проведения инвентаризации предоставлено контролерам на основании пп. 20.1.9 НКУ. Звучит оно довольно лаконично и содержит только одно условие — «...требовать при проведении проверок у налогоплательщиков, которые проверяются, проведения инвентаризации».

Следовательно, налоговики могут инициировать проведение инвентаризации только при проведении проверок.

В такой лаконичности нормы есть как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны — это четкая норма, не содержащая дополнительных предпосылок, а с другой — налоговики могут ею воспользоваться даже без обоснования целесообразности данного мероприятия. Остается только определиться, о каких проверках идет речь, ведь в пп. 20.1.9 НКУ по этому поводу разъяснений нет.

В п. 75.1 НКУ указано: контролеры вправе осуществлять камеральные, документальные (плановые или внеплановые, выездные или невыездные) и фактические проверки. Формально получается, что, даже проводя камеральную проверку, налоговики имеют право требовать проведения инвентаризации, но вряд ли они воспользуются данным правом, поскольку камеральная проверка осуществляется исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика. А документы, составляемые при инвентаризации, к «когорте» налоговых деклараций не относятся. Да и Методические рекомендации по организации и проведению камеральных проверок налоговой отчетности плательщиков налогов, утвержденные приказом Миндоходов от 14.06.2013 г. № 165, не содержат такого «приема», как инвентаризация по требованию контролирующего органа.

Если же говорить о документальных и фактических проверках, препятствий у контролеров не будет.

Таким образом, как при фактической, так и при документальной проверке контролеры вправе требовать проведения инвентаризации.

Как выглядит требование на проведение инвентаризации

Какой-то отдельной процедурной нормы для данного требования нет. Однако, мы уверены, что оно должно быть письменным. И прежде всего в этом заинтересованы сами налоговики (как доказательство существования требования). Скорее всего, требование будет оформлено в виде письма по адресу налогоплательщика. И здесь есть нюанс в пользу плательщиков, ведь составить письмо — это одно дело, но его же еще нужно вручить. В данной ситуации можно выиграть время, поскольку если должностные лица откажутся получать письмо, налоговикам придется отправлять его по почте.

В письме от 13.04.2016 г. № 8191/6/99-99-19-03-02-15 налоговики отмечают:

«Что касается оформления требования контролирующего органа об осуществлении инвентаризации налогоплательщиком при проведении выездной документальной проверки, то НКУ и нормативно-правовыми актами, принятыми в целях его реализации, не предусмотрены требования к оформлению и содержанию данного документа.

Таким образом, требование о проведении инвентаризации оформляется отдельным документом в произвольной форме с указанием объемов и сроков проведения инвентаризации с соблюдением типовой инструкции по делопроизводству и отправляется (вручается) налогоплательщику в порядке статьи 42 НКУ».

В какой срок проводится инвентаризация по требованию налоговиков