(комментарий к Порядку осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденному постановлением КМУ от 21.08.2019 г. № 823, далее — Порядок № 823)

Действующий с 30.08.2019

С 14.05.2019 благодаря постановлению Шестого апелляционного административного суда от 14.05.2019 г. по делу № 826/8917/17 упразднено постановление КМУ от 26.04.2017 г. № 295, которым был утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. Именно нарушение регуляторных процедур при согласовании и принятии Постановления № 295 стали определяющими, чтобы признать его недействительным. Об этом читайте в статье «Суд упразднил Порядок проверок Гоструда: последствия для работодателей».

А в этот раз Правительство поступило аналогично — утвердило новый Порядок № 823 без необходимого согласования от ГРС, а также не учло тех замечаний, которые ранее имели место к уже упраздненному Порядку № 295.

Что же нового работодателям подготовил Порядок № 823?

Основания для проверок

В п. 2 Порядка № 823 опять отмечается, что мероприятия госконтроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются в форме инспекционных посещений и невыездных инспектирований. И это при том, что ч. 4 ст. 4 Закона Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далееЗакон № 877) вообще не содержит таких видов контроля, а при этом указывает на основания для осуществления плановых и внеплановых мероприятий контроля.

Что касается оснований для инспекционных посещений, то они существенно не изменились. В частности, их перечень см. в п. 5 Порядка № 823.

В свою очередь, уточнили, что основанием для инспекционного посещения может быть уведомление должностных лиц органов госнадзора (контроля), правоохранительных органов, если они выявили в ходе исполнения своих полномочий признаки нарушений законодательства о труде, но только в части неоформления и/или нарушения порядка оформления трудовых отношений.

К тому же незначительно перетасовали перечень информации от госорганов, которые могут быть основанием для инспекционного посещения:

1) изъяли: сведения от ГФС о работодателях, имеющих задолженность по ЕСВ в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника;

2) скорректировали: данные с ПФУ о работодателях, начисляющих зарплату 30 и более процентам работников в размере, меньшем минимальной. Ранее данный процентный предел не указывался.

Вместе с тем инспекционные посещения должны осуществляться исключительно по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, если Гоструда получило информацию:

  • от ГНС и ее территориальных органов о:
    • несоответствии количества работников объемам производства (выполненным работам, предоставленным услугам) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
    • фактах нарушения законодательства о труде, выявленных при исполнении полномочий;
  • от ПФУ и его территориальных органов о:
    • физлицах, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по ГПД у одного работодателя более года;
    • работодателях, у которых 30 и более процентов физлиц работают на условиях ГПД.

В целом перечень оснований для визита инспектора труда увеличился, и в него включены следующие:

  • по поручению Премьер-министра Украины;
  • по обращению Уполномоченного ВРУ по правам человека;
  • по запросу народного депутата;
  • при неисполнении требований предписания.

Права инспекторов труда

О них говорится в п. 11 Порядка № 823. Изменений здесь мало, но некоторые уточнения все же есть.

Инспекторы труда имеют право в одиночку или в присутствии свидетелей задавать другим лицам, владеющим необходимой информацией, вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать на них устные и/или письменные пояснения. Ранее в данной позиции упоминались только руководители и/или работники объекта посещения.

Также уточняется, что инспекторы труда абсолютно имеют право получать не только от органов государственной власти, но и от объектов посещения информацию и материалы, необходимые для контрольного мероприятия.

Не обошлось и без уточнения, что проверяющим предоставляется доступ ко всем видам помещений.

При подготовке к проверке инспектор труда, если только он не сочтет, что это нанесет вред проверке, может получить информацию и/или документы относительно предмета проверки, а также путем анализа имеющейся (общедоступной) информации — о состоянии соблюдения законодательства о труде. Ранее к источникам такой информации относились объект посещения, госорганы, которых сейчас почему-то оттуда убрали.

Обратите внимание!

Никаких внезапных проверок Закон № 877 для Гоструда не предусматривает. Однако это не помешало снова включить в пп. 1 п. 11 Порядка № 823 право инспекторов труда в ходе проведения инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд.

Направление на проверку

Как известно, должностное лицо органа госнадзора (контроля) без удостоверения (направления) на осуществление мероприятия и служебного удостоверения не имеет права осуществлять госнадзор (контроль) субъекта хозяйствования. Их предъявляют руководителю субъекта хозяйствования — юрлица, его обособленного подразделения или уполномоченному им лицу (ФЛП или уполномоченному им лицу) перед началом госнадзора (контроля). Именно таковы требования ч. 5 ст. 7 Закона № 877.

Однако в упраздненном Порядке № 295 речь шла только о служебном удостоверении и его отсутствии как основании для недопуска проверяющих. Наконец в новом Порядке № 823 исправили это упущение.

На сегодняшний день предусмотрено, что по требованию объекта посещения или уполномоченного им должностного лица инспектор труда предоставляет копию соответствующего направления на инспекционное посещение и вносит запись о нем в соответствующий журнал регистрации (при его наличии) перед предоставлением акта для подписи (п. 9, пп. 2 п. 14 Порядка № 823).

Заметим

Если не была утверждена и обнародована на официальном веб-сайте органа контроля унифицированная форма акта, в которой предусмотрен перечень вопросов в зависимости от степени риска, то можно не допускать должностных лиц органа контроля к проверке (абз. 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 877).

Однако данный акт не был утвержден. Вместе с тем Минсоцполитики приказом от 18.08.2017 г. № 1338 определило форму акта инспекционного посещения (невыездного инспектирования) юрлица (физлица), использующего наемный труд. То есть утверждены формы актов, предписаний и постановлений о наложении штрафов вместо того, чтобы определить унифицированную форму акта на основании Закона № 877.

В новоиспеченном Порядке № 823 отметили, что не допускать к проверке можно, если на официальном веб-сайте Гоструда не обнародованы решения Минсоцполитики об утверждении формы акта инспекционного посещения. Таким образом якобы «легализовали» уже утвержденную форму акта, но данная норма опять не соответствует Закону № 877.

Сроки проверок

Во-первых, ранее для субъектов микро- и малого предпринимательства были установлены меньшие сроки контрольных мероприятий — 2 рабочих дня. А сейчас для всех продолжительность инспекционного посещения, невыездного инспектирования не должна превышать 10 рабочих дней (п. 10 Порядка № 823).

Во-вторых, срок для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования начинается со дня, следующего за днем предоставления объектом посещения документов и пояснений, необходимых для их проведения.

В-третьих, уточнили: если превышен определенный п. 10 Порядка № 823 максимальный срок проведения контрольного мероприятия, тогда объект посещения вправе требовать прекращения инспекционного посещения или невыездного инспектирования (пп. 4 п. 14 Порядка № 823).

Запись проверки средствами аудио-, фото- и видеотехники

Инспекторам труда разрешили фиксировать все инспекционные посещения, а не только по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, средствами аудио-, фото- и видеотехники (пп. 6 п. 11 Порядка № 823). Аналогичные действия вправе осуществлять и представители объекта посещения (пп. 12 п. 14 Порядка № 823).

Материалы, зафиксированные средствами аудио-, фото- и видеотехники, прилагаются к акту в бумажном или электронном виде на дисках для лазерных систем считывания, на которых проставляются номер и дата составления акта, а о приобщении таких материалов делают отметку в акте (п. 22 Порядка № 823).

Акт проверки

И здесь несколько изменений.

Во-первых, если не предоставлены документы, ведение которых предусматривается законодательством о труде, объекту посещения отправляют копию акта о невозможности проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования и письменное требование с указанием срока предоставления документов (п. 18 Порядка № 823).

Во-вторых, замечания к акту может предоставлять объект посещения не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания акта (п. 21 Порядка № 823).

Исполнение предписания и наложение штрафов

Положительным является то, что одновременно с вынесенным предписанием будут принимать меры или налагать штраф (независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе проверки), если будут иметь место факты использования труда неоформленных работников. Ранее сюда попадали также несвоевременная и не в полном объеме выплата зарплаты, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда. При этом непонятно, как исполнить предписание об устранении нарушения с несвоевременной выплатой зарплаты. Ведь утраченное время уже не вернешь.

По поводу сроков уточнили: предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы, соответственно, в 10-дневный и 1-дневный срок с даты их получения к руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.

Если жалоба подана в установленный срок, то она временно прекращает исполнение предписания или требования инспектора труда. На период ее рассмотрения инспекционное посещение или невыездное инспектирование приостанавливают.

Состояние исполнения предписания проверяется по истечении указанного в нем срока исполнения.

Если объект посещения не предоставил ответ или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта исполнения предписания, инспекционное посещение или невыездное инспектирование будет проводиться на основании, указанном в пп. 11 п. 5 Порядка № 823.

Два экземпляра акта и предписания не позднее чем на следующий рабочий день будут отправлены объекту посещения по адресу, указанному в ЕГР, заказным письмом с описью документов в нем и с уведомлением о вручении.

Объект посещения обязан вернуть инспектору труда нарочно или почтовым отправлением с описью вложения подписанный экземпляр акта и предписания не позднее чем через 3 рабочих дня с даты его получения.

В случае непоступления в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем отправления объекту посещения, подписанного экземпляра акта и предписания будет составлен акт об отказе от подписи в 2 экземплярах, один из которых отправляется объекту посещения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Владимир ПОЛЕВОЙ,

консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения