Эта хозяйственная операция урегулирована НП(С)БУГС 101 «Основные средства» и НП(С)БУГС 126 «Аренда». При этом она достаточно трудно воспринимается бухгалтерами бюджетного учреждения. Ведь предписано учитывать объект (который невозможно выделить) в сумме стоимости улучшения, да еще и начислять амортизацию.
Итак, давайте выясним учетные нюансы в случае улучшения арендованного объекта недвижимости

Управление государственным и коммунальным имуществом

Субъектами управления государственным имуществом являются: КМУ; центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере управления объектами государственной собственности; министерства, другие органы власти и государственные коллегиальные органы; Фонд госимущества Украины; органы, обеспечивающие деятельность Президента Украины, ВР Украины и КМУ; органы, осуществляющие управление государственным имуществом в соответствии с полномочиями, определенными отдельными законами; Национальная академия наук Украины, отраслевые академии наук (ч. 1 ст. 4 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V, далее Закон № 185).

Среди полномочий субъектов управления государственным имуществом — предоставление арендодателям объектов государственной собственности согласия на аренду государственного имущества и предложений об условиях договора аренды (п. 30 ч. 1 ст. 6 Закона № 185).

Арендодателями бюджетные учреждения могут выступать только относительно недвижимого имущества, общая площадь которого не превышает 200 кв. м на одно предприятие, учреждение, организацию, и другого отдельного индивидуально определенного имущества (абз. 5 ст. 5 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.1992 г. № 2269-XII, далее Закон № 2269).

Субъектами управления коммунальным имуществом являются: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в пределах определенных соответствующим советом полномочий (ч. 1 ст. 29 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. № 280/97-ВР, далее Закон № 280).

Вопросы предоставления в аренду коммунального имущества относятся к полномочиям сельского, поселкового, городского совета, их исполнительных органов (в пределах определенных советом полномочий), районными и областными советами (пп. «1» пп. «а» ст. 29, ч. 1 ст. 43 Закона № 280).

Бюджетные учреждения наделяются коммунальным или государственным имуществом путем предоставления его в оперативное управление (ч. 5 ст. 22, ч. 1 ст. 24 ХКУ). Поэтому они должны получить согласие субъекта управления при заключении договора аренды.

Обратите внимание! Основные средства (далее — ОС), являющиеся объектами права коммунальной собственности и переданные субъекту госсектора, который содержится за счет средств госбюджета на праве оперативного управления, учитываются в порядке, предусмотренном для учета операционной аренды. В аналогичном порядке отражаются ОС, являющиеся объектами права государственной собственности и переданные субъекту госсектора, который содержится за счет средств местного бюджета (п. 6 р. IV Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора от 23.01.2015 г. № 11, далееМетодрекомендации № 11).

Правовые основания для ремонта и улучшения арендованного имущества