Кто должен создавать резерв сомнительных долгов? Что представляет собой сомнительный долг? В какой сумме формируют резерв? Как его корректируют? Какие разницы по налогу на прибыль предусмотрены по резерву сомнительных долгов? Об этом сейчас мы расскажем в нашей статье
Что такое сомнительная задолженность
Сомнительный долг — это текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность ее погашения должником (п. 4 П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность»).
Как правило, дебиторская задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная соответствующими гарантиями, является сомнительной. Ведь появляется неуверенность (сомнение) касательно ее погашения.
Аналогичное отмечает Минфин в письме от 09.12.2003 г. № 31-04200-30-5/7021:
«…если обстоятельства удостоверяют и профессиональным суждением подтверждают неуверенность в получении дохода (непогашения дебиторской задолженности), то создается резерв сомнительных долгов».
К тому же сомнительность может появиться, скажем, при нарушении в отношении должника дела о банкротстве (см. пример 4 П(С)БУ 10 — согласно ему основанием для признания долга сомнительным является информация о нарушении судом дела о банкротстве).
В приказе об учетной политике можно привести критерии, по которым текущая дебиторская задолженность будет считаться сомнительным долгом. Например, предприятие в приказе об учетной политике может предусмотреть, что сомнительным будет считаться долг, если просрочка в оплате текущей дебиторской задолженности составляет 60 дней (или, предположим, 10 либо 120).
Кто может не создавать резерв сомнительных долгов
Важно: создавать резерв сомнительных долгов обязательно всем предприятиям (т.е. это не право, а обязанность предприятия). Исключение —НЕ создавать резерв сомнительных долгов вправе (п. 8 П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства»):
- субъекты микропредпринимательства. Согласно Закону о бухучете микропредприятием является предприятие, у которого выполняются хотя бы два из трех условий:
- балансовая стоимость активов составляет до 350 тыс. евро;
- чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 700 тыс. евро;
- среднее количество работников — до 10 лиц.
С целью определения гривневой суммы для критериев в евро применяют официальный курс гривни относительно иностранных валют (средний за период), исчисленный на основании курсов НБУ, устанавливаемых для евро в течение соответствующего года.
К слову: среднегодовой курс евро:
- за 2017 год = 30,0042 грн/евро,
- за 2018 год = 32,1429 грн/евро.
Заметим: после обновления Закона о бухучете, с 01.01.2018, чтобы предприятие перестало быть в определенной категории по размеру, оно не должно соответствовать критериям в течение 2 лет подряд:
«Если предприятие одной из приведенных категорий по показателям годовой финансовой отчетности в течение двух лет подряд не соответствует данным критериям, оно относится к соответствующей категории предприятий» (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете).
Допустим, если по показателям по состоянию на 31.12.2018 предприятие классифицировалось как микро-, а на 31.12.2019 его показатели соответствуют малому, то для переклассификации его в малое предприятие важно, какие показатели будут у него по состоянию на 31.12.2020. То есть ждут 2 года подряд, чтобы показатели вписывались в определенную категорию.
Приведем стоимостные критерии для микропредприятия в пересчете на гривни для 2018 та 2019 годов (см. таблицу 1).