Данная тема всегда актуальна, особенно в летне-осенний период, когда палатки, лотки, автомагазины, появляются едва ли ни на каждом шагу. И одним из первых вопросов, возникающих у предприятий и предпринимателей: как оформить людей, которые будут торговать, и существуют ли определенные особенности при их трудоустройстве? Во избежание неприятностей предприятию, торгующему на выезде, необходимо официально принять людей на работу, тем более что товар они получают на значительную сумму. Рассмотрим наиболее распространенные вопросы по этой тематике

Как оформлять трудовые отношения при выездной торговле, особенно если работников принимают на работу на сезон (летний период)?

ОТВЕТ: На таких работников в полной мере распространяются требования трудового законодательства, связанные с приемом на работу.

Ввиду этого допускать к работе таких работников можно только после заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника либо уполномоченного им органа, и отправления уведомления в орган ГФС (по месту регистрации плательщика ЕСВ) о приеме работника на работу в соответствии с порядком, установленным постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 413. Подробнее об информировании работодателями о принятых работниках читайте в статьях «Уведомление о приеме на работу: ответы на актуальные вопросы» и «Как уведомлять ГФС о приеме работника на работу: пошаговая инструкция» газеты № 241/2015.

Обратите внимание!

Минсоцполитики в письме от 12.12.2016 г. № 488/0/22-16 обращает внимание предпринимателей на п. 6 ч. 1 ст. 24 КЗоТ, согласно которому соблюдение письменной формы является обязательным при заключении трудового договора между работником и физическим лицом. Данная норма обязывает заключать новые договоры в письменной форме между работником и физическим лицом — работодателем.

Также принятого на работу, к примеру менеджера или продавца должны ознакомить с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, колдоговором, графиком работы и его обязанностями.

Учитывая специфику работы, работники, торгующие на выезде, должны нести ответственность за товар и продукты, которыми торгуют. То есть с такими работниками лучше заключить договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. Ведь согласно ст. 134 КЗоТ к работнику можно применить полную материальную ответственность в случае уничтожения, порчи или потери товаров или продукции, полученной для продажи.

Минтруда в письме от 27.05.2008 г. № 146/06/186-88 подчеркивает, что договор о полной индивидуальной материальной ответственности может заключаться при соблюдении 2 условий одновременно:

1) наличие должности, занимаемой работником, или выполняемой им работы в Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, утвержденном постановлением Гоструда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.1977 г. № 447/24 (далееПеречень № 447/24);

2) исполнение обязанностей по должности или по специальности должно быть непосредственно связано с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства доверенных работникам ценностей.

Для работника, который будет торговать на выезде, оба условия выполняются. Ведь в Перечне № 447/24 (действующем и сейчас) указаны такие работы, как продажа (отпуск) товаров (продукции) и прием от населения всех видов платежей, а работник, торгующий товаром, непосредственно будет заниматься продажей. Единственное что: в обязанностях работника должно быть четко указано, что он непосредственно занимается продажей товаров (продукции).