Основные требования к кассовой дисциплине изложены в Положении о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148 (далее — Положение о кассовых операциях).
Об ответственности за нарушения в сфере применения РРО и расчетных книжек мы расскажем в статье «Ответственность за нарушения при использовании РРО», опубликованной в газете № 75/2019.
Нарушение норм данного документа может повлечь за собой применение административных санкций — в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Еще до недавнего времени просто драконовские санкции были предусмотрены Указом Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.1995 г. № 436/95. Однако со вступлением в силу 23.06.2019 Указа Президента Украины «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Украины» от 20.06.2019 г. № 418/2019 печально известный Указ № 436/95 утратил силу.
Напомним, Указом № 436/95 предусматривались следующие финансовые санкции:
1) за превышение лимита кассы — в двукратном размере суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день;
2) за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование наличности — в пятикратном размере от неоприходованной суммы;
3) за превышение сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличных под отчет без полного отчета о ранее выданных средствах — в размере 25% выданных под отчет сумм;
4) за проведение наличных расчетов без предоставления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру и т.п.) — в размере уплаченных средств.
И хотя соответствующие требования из Положения о кассовых операциях никуда не делись, финансовые санкции за их нарушение на данный момент не предусмотрены. Правда за налоговиками все еще остается право проводить проверки относительно соблюдения кассовой дисциплины и фиксировать соответствующие нарушения в актах о проверке, о чем напрямую упоминается в р. VI Положения о кассовых операциях.
Таким образом, остается рассмотреть нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность.
1. Превышение ограничения на наличные расчеты. Как указано в п. 6 Положения о кассовых операциях, субъекты хозяйствования вправе осуществлять расчеты наличными в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам:
1) между собой — в размере до 10000 грн включительно;
2) с физическими лицами — в размере до 50000 грн включительно.
Превышение ограничения на наличные расчеты повлечет за собой применение штрафа согласно ст. 16315 КоАП. Физлиц-предпринимателей и должностных лиц юрлица могут привлечь к ответственности в виде штрафа в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1700 до 3400 грн). При повторном в течение года нарушении, совершенным лицом, ранее подвергавшимся административному взысканию, — от 500 до 1000 НМДГ (от 8500 до 17000 грн). Дела о таких нарушениях рассматривают налоговики (ст. 2342 КоАП).
Пунктом 7 Положения о кассовых операциях предусмотрено, что физические лица в течение одного дня также могут рассчитываться с субъектами хозяйствования только в пределах суммы 50000 грн (по одному или нескольким платежным документам). Логичнее было бы, чтобы в случае превышения предельной суммы в такой ситуации ответственность нес именно плательщик, т.е. физическое лицо. Но, учитывая то что сегодня ответственность к физическим лицам за превышение предельных сумм расчетов законодательством не предусмотрена, вероятнее всего, и в этой ситуации будут штрафовать именно получателя средств (его должностных лиц). Ведь должен же был он проконтролировать сумму платежа при оприходовании наличных.
2. Несвоевременная сдача выручки. Устанавливая лимит кассы, предприятия также обязаны определиться со сроками сдачи наличной выручки в банк. При этом необходимо учитывать предусмотренные п. 48 Положения о кассовых операциях ограничения:
1) предприятия, расположенные в населенных пунктах, где есть банки, должны сдавать выручку ежедневно в день ее поступления в кассу;
2) предприятия, у которых время окончания рабочего дня, установленное правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности, не позволяет обеспечить сдачу наличной выручки в день ее поступления, — на следующий за днем поступления наличной выручки в кассу день;
3) предприятия, расположенные в населенных пунктах, где нет банков, — не реже чем раз в 5 рабочих дней.
Нарушение данных сроков может привести к применению санкций по ст. 1644 КоАП: штраф на лиц, ответственных за сдачу выручки, — от 17 до 88 НМДГ (от 289 до 1496 грн), за повторное в течение года нарушение — от 43 до 175 НМДГ (от 731 до 2975 грн). Решение о наложении такого штрафа принимают органы Национальной полиции (ст. 222 КоАП).
Напомним
Вышеуказанные административные взыскания могут налагаться не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения (ст. 38 КоАП).
В заключение отметим: все остальные, кроме вышеупомянутых, нарушения Положения о кассовых операциях ненаказуемы, поскольку со ст. 1642 КоАП еще в начале 2013 года изъяли норму, по которой можно было оштрафовать за любое нарушение кассовой дисциплины.
Редакция газеты
«Интерактивная бухгалтерия»