(комментарий к постановлению Верховного Суда (Кассационного административного суда) от 12.12.2018 г. по делу № П/811/412/16)

Суть дела. Предприятие в налоговой декларации по НДС задекларировало бюджетное возмещение, которое намерено было зачислить в уплату налога на прибыль. Об этом указывалось в декларации по НДС. Однако ГФС не провела данное зачисление и направила плательщику налоговое требование об уплате им налогового долга по налогу на прибыль.

Позиция суда первой инстанции. Предприятие воспользовалось своим правом указать в строке 20.2.2 декларации по НДС способ зачисления заявленного бюджетного возмещения в счет уплаты налога на прибыль. При этом суд отметил: данное зачисление возможно только касаемо налога, который, как и НДС, уплачивается в Госбюджет. Однако Минфин не предоставил разъяснений относительно размера уплаты налога в Госбюджет (в полном объеме или частично).

Налог на прибыль частных предприятий зачисляется в состав доходов Госбюджета и общего фонда местных бюджетов в соотношении, соответственно, 90% и 10% (п. 2 ч. 2 ст. 29, п. 17 ч. 1 ст. 64 БКУ). Уплата налога осуществляется плательщиком на единый казначейский счет (далее — ЕКС), а затем средства распределяются согласно установленным нормативам Государственной казначейской службой (далее — Казначейство) путем формирования им мемориальных документов.

На основании этого суд делает вывод: 90% от суммы бюджетного возмещения НДС фискальный орган обязан был зачислить как уплату налога на прибыль частных предприятий. Вместе с тем необходимо было разъяснить предприятию, что 10% от суммы денежного обязательства по налогу на прибыль он не может оплатить за счет суммы бюджетного возмещения НДС, поскольку данные денежные средства уплачиваются в местный бюджет. А проводить межбюджетные трансферты относительно зачисления уплаты налогов не предусматривает гл. 16 БКУ.

Следовательно, эти 10% предприятие должно было уплатить самостоятельно, перечислив дополнительно денежные средства в бюджет, а фискальный орган — позаботиться, чтобы данные средства засчитались в полном объеме в местный бюджет.

Ведь если этого не выполнить, тогда средства, которые предприятие будет уплачивать как погашение денежного обязательства по налогу на прибыль, опять-таки будут распределяться между бюджетами двух видов. Это приведет к появлению задолженности перед местным бюджетом и излишней уплате в той же величине в Госбюджет.

Поэтому суд признал противоправным и упразднил налоговое требование об уплате налога на прибыль частных предприятий в части суммы 193217,40 грн (т.е. 90% от суммы бюджетного возмещения 214686 грн, которое предприятие намерено было засчитать в уплату налога на прибыль).

Позиция апелляционной инстанции. Днепропетровский апелляционный административный суд в постановлении от 02.03.2017 г. упразднил постановление суда первой инстанции и принял новое решение, которым в полной мере удовлетворил исковые требования предприятия, т.е. в счет уплаты налога на прибыль должна быть зачислена вся заявленная сумма бюджетного возмещения — 214686 грн.