Предприятие создало своими силами и зарегистрировало торговую марку. В дальнейшем планирует передать права пользования торговой маркой другим субъектам хозяйственной деятельности (резидентам), без передачи права собственности. Об особенностях учета и налогообложения данной операции читайте в нашей статье
Торговая марка, учет расходов на ее создание
Гражданский кодекс Украины (далее — ГКУ) относит торговую марку к объектам права интеллектуальной собственности. Так, согласно ст. 492 ГКУ торговой маркой (далее — ТМ) может быть любое обозначение или какая-либо комбинация обозначений, пригодных для отличия товаров (услуг), производимых (предоставляемых) одним лицом, от товаров (услуг), производимых (предоставляемых) другими лицами. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов.
Субъектами права интеллектуальной собственности на ТМ являются не только юридические, но и физические лица. Кроме того, право интеллектуальной собственности на ТМ может принадлежать одновременно нескольким физическим и/или юридическим лицам (ст. 493 ГКУ). Обретение права интеллектуальной собственности на ТМ удостоверяется свидетельством. Срок действия свидетельства составляет 10 лет с даты подачи заявки в соответствующий орган и может продлеваться каждый раз по ходатайству владельца свидетельства, при условии уплаты сбора в порядке, установленном ст. 18 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993 г. № 3689-XII (далее — Закон № 3689).
Стоит отметить, что Закон № 3689 оперирует понятием «знак для товаров и услуг», в то время как ГКУ содержит понятие «торговой марки». На самом деле это равнозначные понятия, термин «знак для товаров и услуг» позаимствован из российского законодательства и, по всей вероятности, со временем в Законе № 3689 будет заменен на «торговую марку».
Бухгалтерский учет. Права интеллектуальной собственности, как правило, признаются в учете нематериальными активами согласно П(С)БУ 8 «Нематериальные активы». Однако ТМ не всегда можно идентифицировать как нематериальный актив. Например, приобретенная предприятием ТМ могла бы учитываться как нематериальный актив по первоначальной стоимости в размере расходов на ее приобретение и ежемесячно амортизироваться. Но в случае создания ТМ собственными силами п. 9 П(С)БУ 8 запрещает признавать расходы на ее создание нематериальным активом. Аналогичный запрет содержит и МСБУ 38 «Нематериальные активы». Это объясняется тем, что расходы на создание ТМ нельзя отделить от затрат на развитие бизнеса в целом.