19 февраля — предельный срок представления отчетности по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за 2019 год. Едва ли не самый актуальный вопрос для плательщиков налога на недвижимость сейчас — по какой форме отчитываться? Ведь 18.01.2019, прямо посреди отчетной поры, вступил в силу приказ Минфина от 15.11.2018 г. № 897, которым была изложена в новой редакции форма Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее — Декларация). Сами контролеры официально эту ситуацию пока никак не комментируют. В то же время специалисты Контакт-центра ГФС в устном порядке сообщают, что вопрос относительно редакции Декларации, согласно которой следует отчитываться по налогу на недвижимость за 2019 год, сейчас «на согласовании». Как бы там ни было, а по правилам п. 46.6 ПКУ обновленная форма Декларации должна применяться для составления отчетности за 2020 год. Поэтому, даже если контролеры «согласуют» рекомендовать применять новую редакцию Декларации при представлении отчетности за 2019 год, законных оснований для отказа в приеме отчетности в редакции Приказа № 408 у них не будет. Итак, предлагаем освежить в памяти общие правила составления последней.
Утверждена приказом Минфина от 10.04.2015 г. № 408, далее — Приказ № 408.
Если в результате введения нового налога или изменения правил налогообложения изменяются формы налоговой отчетности, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику, который утвердил такие формы, обязан обнародовать новые формы отчетности. До определения новых форм деклараций (расчетов), которые вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование, действуют формы деклараций (расчетов), действовавшие до такого определения (абз. 1, 2 п. 46.6 НКУ).
В первую очередь стоит подчеркнуть: отчетность по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, составляют и подают только юридические лица. Исчисление суммы налога с объекта/объектов нежилой недвижимости, пребывающих в собственности физических лиц (в т.ч. физических лиц — предпринимателей!), осуществляется контролирующим органом. Соглашаются с этим и фискалы. Так, в категории 106.01 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) размещено разъяснение, согласно которому:
«Поскольку ст. 266 НКУ не определен такой плательщик, как физическое лицо — предприниматель, то данный плательщик — владелец объектов жилой и нежилой недвижимости уплачивает налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, согласно нормам, предусмотренным для физических лиц».
Важно: если субъект хозяйствования является владельцем жилой и/или нежилой недвижимости и у него есть документальное подтверждение отнесения данного объекта к категориям, определенным пп. 266.2.2 НКУ, то такой субъект хозяйствования освобождается от обязанности представлять Декларацию (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)).
Если субъект хозяйствования приобрел и продал объект недвижимости в пределах одного месяца, то при наличии документального подтверждения, свидетельствующего о переходе прав собственности от продавца к покупателю, он освобождается от обязанности уплаты и представления Декларации (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)).
Также отметим: если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных общин, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин, не приняли решение об установлении ставок налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, то минимальной ставкой такого налога является «0» %. В данной ситуации, по мнению контролеров, нулевые налоговые обязательства нужно декларировать на общих основаниях.
Перейдем непосредственно к заполнению формы.
Напомним
В случае незаполнения отдельных строк/граф из-за отсутствия значения — они прочеркиваются (при подаче в бумажном виде) или не заполняются (при представлении средствами электронной связи).
Заглавная часть Декларации
Прежде всего плательщику налога на недвижимость необходимо путем проставления отметки «х» указать тип представляемой Декларации. Если Декларация подается впервые (в т.ч. и в случае, если плательщик впервые представляет отчетность с опозданием), указывают тип «Звітна».
Если после представления Декларации за отчетный период налогоплательщик подает новую Декларацию с исправленными показателями до истечения предельного срока представления декларации за такой же отчетный период, то есть в период по 19 февраля включительно, тип такой Декларации — «Звітна нова». Декларацию с исправленными показателями, которая будет подана после 19 февраля (при условии, если ранее за этот же отчетный период уже подавалась «Звітна» (или «Звітна» и «Звітна нова») Декларация), следует обозначить как «Уточнююча».
Вместе с тем обратим внимание на ситуацию, когда в течение отчетного года возникает право собственности на новый объект недвижимости.
Так, если местонахождение вновь приобретенной недвижимости соответствует коду органа местного самоуправления, по которому Декларация уже подавалась, налоговые обязательства следует задекларировать в отчетности с пометкой «Звітна нова» или «Уточнююча», в зависимости от того, до или после 19.02.2018 будет представляться отчетность.
В свою очередь, в случае, если недвижимость приобретена на территории новой административно-территориальной единицы, представить отчетность необходимо будет, подав «Звітну» Декларацию, даже если это произойдет после 19 февраля.
Напомним!
Что касается вновь созданного (нововведенного) объекта жилой и/или нежилой недвижимости, декларация юридическим лицом — плательщиком представляется в течение 30 к.дн. со дня возникновения права собственности на данный объект, а налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на этот объект (пп. 266.7.5 НКУ).
Порядковый номер за год заполняется нарастающим числом от количества представленных Деклараций. Так, «Звітна» Декларация в любом случае будет с цифрой «1» (речь идет об отчетности, представляемой в пределах одной административно-территориальной единицы). Так же на практике редко подается более чем одна «Звітна нова» Декларация.
А вот «Уточнюючих» отчетных документов может быть 2 и более. Соответственно, если плательщик налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, подает в контролирующий орган по местонахождению объекта налогообложения первую уточняющую налоговую Декларацию, где уточняется начисленная сумма налога, то в поле «Тип декларації» указывается «Уточнююча», в графе «1.1.Т» проставляется «1». В случае если в течение года подается вторая уточняющая Декларация, где уточняется налоговое обязательство по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в графе «1.1.Т» проставляется «2» и т.д.
Заметьте: если плательщик подает Декларации в несколько контролирующих органов, то должна вестись отдельная нумерация Деклараций по каждому из таких органов. То есть, если плательщик, например, подаст по одной «Уточнюючій» Декларации по двум кодам органов местного самоуправления, порядковый номер каждой из них будет «1».
Строка 2 «Звітний податковий період» предусматривает обязательное указание года, за который представляется отчетность: в нашем случае — 2019 год. Поля «починаючи з» и «з урахуванням уточнень з» заполняются при необходимости:
- первое — в случае представления декларации по вновь созданным (нововведенным) объектам недвижимости или при переходе права собственности на объект недвижимости в течение отчетного года (указывается номер месяца арабскими цифрами);
- второе — при уточнении налоговых обязательств (опять-таки — арабскими цифрами указывается номер месяца).
Например, если в марте 2019 года налогоплательщик приобретет объект недвижимости в административно-территориальной единице, по которой Декларация за отчетный год не подавалась, налогоплательщик должен будет представить «Звітну» Декларацию, в которой в поле «починаючи з» следует указать «03». Если же налогоплательщик приобретет право собственности на недвижимость (скажем, в том же марте), размещенную на территории, по коду которой «Звітна» Декларация за 2019 год была подана, необходимо будет представить «Уточнюючу» форму отчетности, указав «03» в поле «з урахуванням уточнень з».
Со строкой 3 вопросов возникнуть не должно.
Так, полное наименование плательщика указывается согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР): в отведенном поле необходимо без сокращений и аббревиатур указать организационно-правовую форму и название юридического лица (например, «Товариство з обмеженою відповідальністю «Абетка»).
Признак резидентности проставляется с учетом пп.пп. 14.1.122 и 14.1.213 НКУ.
Напомним!
Юрлицами-нерезидентами являются иностранные компании, организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализованные) согласно законодательству Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины (пп. «а» пп. 14.1.122 НКУ).
Юрлицами-резидентами являются юридические лица и их обособленные лица, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Украины с местонахождением как на ее территории, так и за ее пределами (пп. «а» пп. 14.1.213 НКУ).
Заполнение строк 4, 5 и 6 также не вызовет трудностей.
В строке 4 стоит указать налоговый номер.
В общем случае налоговым номером юрлиц является код по ЕГР (пп. 1 п. 2.2 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588).
Налоговым номером юрлиц-нерезидентов, не имеющих кода по ЕГР, является регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующими органами.
В строке 5 указывается основной вид деятельности юридического лица — код по КВЭД, которым обозначен основной вид экономической деятельности согласно данным ЕГР.
В строке 6 должны быть отражены данные относительно местонахождения юрлица согласно ЕГР (то есть налоговый адрес): улица, № дома, № офиса, город (населенный пункт), район (если населенный пункт не является райцентром), область (если город не является областным центром). Общепринятыми являются также сокращения «ул.» вместо «улица», «д.» вместо «дом» и другие.
Факс и электронный адрес традиционно указываются по желанию плательщика. А вот поля для указания почтового индекса, междугородного кода и телефона предусмотрены как обязательные для заполнения .
В случае если городского телефона у юрлица нет, советуем в поле, отведенном для номера телефона, указать контактный мобильный номер, который значится в ЕГР как информация для осуществления связи с юридическим лицом.
В строку 7 вносится наименование контролирующего органа по местонахождению объекта/объектов жилой и/или нежилой недвижимости, в который подается Декларация.
При заполнении соответствующей строки не будет считаться ошибкой, если название контролирующего органа указать с сокращениями. Например — «ДПІ у Дарницькому районі ГУ ДФС у м. Києві».
Заметим: юридическим лицам, являющимся владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости на территории АР Крым и г. Севастополя, налоговики рекомендуют представлять отчетность в контролирующий орган по месту своего нахождения и уплачивать налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в местный бюджет по месту своего нахождения (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)). Соответственно, в таком случае в строке 7 необходимо указывать территориальный орган ГФС, где юрлицо состоит на учете по основному месту учета.
Юрлица, включенные в Реестр крупных плательщиков налогов, налоговую отчетность по объектам недвижимости, расположенным в пределах населенного пункта местонахождения территориальных управлений Офиса КПН (города Киев, Днепр, Одесса, Львов, Запорожье, Харьков), подают в территориальное управление Офиса КПН такого города (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)).
Строка 8 предназначена для того, чтобы указывать код органа местного самоуправления по местонахождению объекта/объектов жилой и/или нежилой недвижимости по КОАТУУ. Соответствующий классификатор утвержден приказом Госстандарта от 31.10.1997 г. № 659. Ознакомиться с ним можно, загрузив с официального веб-сайта Государственной службы статистики Украины.
На заметку
Если плательщик налога на недвижимость имеет в собственности несколько объектов жилой и/или нежилой недвижимости на территориях разных сельских (поселковых) советов, относящихся к одному административному району (коды органов местного самоуправления по местонахождению объекта/объектов жилой и/или нежилой недвижимости по КОАТУУ — разные), то он подает в один контролирующий орган Декларации отдельно по каждому коду органа местного самоуправления по местонахождению объекта жилой и/или нежилой недвижимости (количество поданных Деклараций будет соответствовать количеству кодов органов местного самоуправления, по которым находятся объекты жилой и/или нежилой недвижимости по КОАТУУ).
Главная (табличная) часть Декларации
Графа 2 предназначена для указания кода типа недвижимости (жилой и/или нежилой):
1 — квартира;
2 — жилой дом;
3 — другой объект жилой недвижимости;
4 — здание гостиничное;
5 — здание офисное;
6 — здание торговое;
7 — гараж;
8 — здание для публичных выступлений;
9 — другое здание.
Заметим: указанный в Декларации тип недвижимости должен соответствовать оригиналам документов, подтверждающих право собственности на данные объекты (см. разъяснение из категории 106.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)).
В графу 3 вносятся сведения об общей площади объекта жилой и/или нежилой недвижимости в метрах квадратных (с двумя десятичными знаками).
Данные для графы 3 берутся из правоустанавливающих документов. Вместе с тем примечанием к соответствующей графе уточняется: в случае если объект жилой и/или нежилой недвижимости пребывает в общей долевой, общей совместной собственности, указывается общая площадь доли, которой владеет налогоплательщик.
В графе 4 указывается ставка налога (в гривнях с копейками, с двумя десятичными знаками). В соответствии с пп. 266.5.1 НКУ, ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, пребывающих в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин, в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 1,5% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв.м базы налогообложения (в 2019 году предельный размер налога на недвижимость составляет 62,60 грн (4173 грн х 1,5%)).
К сведению: решения местных советов в разрезе населенных пунктов, в т.ч. со ставками налога на недвижимость, обнародованы на официальном портале ГФСУ.
Графы 5 и 6 посвящены льготам.
В графе 5 должен быть указан код льготы. Конечно же — в случае установления последней сельским, поселковым, городским советом или советом объединенных территориальных общин.
Напомним: в соответствии с пп. 266.4.2 НКУ, органы местного самоуправления должны до 25 декабря года, предшествующего отчетному, предоставить в соответствующий контролирующий орган по местонахождению объекта жилой и/или нежилой недвижимости информацию относительно ставок и предоставленных льгот юридическим и/или физическим лицам по уплате налога на недвижимое имущество. Действующим Справочником льгот № 91/1 предусмотрен код соответствующей льготы — 18010402.
В графе 6 фиксируется сумма льготы по коду, указанному в графе 5, а точнее — сумма налога, которая фактически не будет уплачена в связи с ее применением (в гривнях с копейками, с округлением до двух десятичных знаков).
В графе 7 указывается годовая сумма налога на недвижимое имущество, подлежащая уплате по данным плательщика (традиционно — в гривнях с копейками, с двумя десятичными знаками). Рассчитывается соответствующая сумма путем умножения площади объекта недвижимости (графа 3) на ставку налога (графа 4). В случае установления органом местного самоуправления льготы от полученного произведения вычитается показатель, занесенный в графу 6.
Вместе с тем при наличии в собственности юридического лица объекта (объектов) жилой недвижимости, в т.ч. его доли, общая площадь которого превышает 300 кв.м (для квартиры) и/или 500 кв.м (для дома), сумма налога увеличивается на 25000 грн в год за каждый такой объект жилой недвижимости (его долю) (пп. «ґ» пп. 266.7.1 НКУ).
Если право собственности на объект недвижимости возникло не с начала года или прекратилось в течение года, общая сумма налога рассчитывается исходя из количества месяцев, в течение которых соответствующая недвижимость находилась в собственности налогоплательщика.
Напомним
В случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного владельца к другому в течение календарного года налог исчисляется для предыдущего владельца за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект налогообложения, а для нового владельца — начиная с месяца, в котором возникло право собственности (пп. 266.8.1 НКУ).
В графы 8–11 вносятся суммы налога, которые необходимо уплачивать ежеквартально.
Напомним: налог на недвижимость юридические лица уплачивают авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Контролеры в разъяснении из категории 106.08 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) уточнили: предельный срок уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, — 29 число месяца, следующего за отчетным кварталом. Если последний день уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, приходится на выходной или праздничный день, то его нужно уплатить накануне установленного предельного срока. Налог уплачивается по месту расположения объекта/объектов недвижимого имущества.
Размер ежеквартального взноса рассчитывается путем деления суммы, указанной в графе 7, на 4. Размер взносов за первые 3 квартала при необходимости округляется по общим правилам округления. Авансовый взнос за IV квартал определяется путем вычитания из общего размера налога (числа из графы 7) суммы авансовых взносов за первые 3 квартала. Объясним на примере.
Пример
Если общая сумма налога составит 1722,50 грн, то размер взносов за первые 3 квартала будет равен 430,63 грн, а взнос за IV квартал: 1722,50 – (430,63 × 3) = 430,61 грн.
В строке 6 должна отражаться общая годовая сумма налога, подлежащая уплате за все объекты недвижимости, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, а также общий размер ежеквартальных взносов за все объекты.
Строки 7–13 предназначены для уточнения налоговых обязательств по налогу на недвижимость и предусматривают определение размера недоплаты/переплаты соответствующего налога, а также размера самоштрафа и пени.
После заполнения табличной формы Декларации налогоплательщику следует поставить отметку (пометку «х») напротив поля «Додаток «Відомості про наявні об’єкти житлової та/або нежитлової нерухомості» на __ арк.».
Подчеркнем: поскольку соответствующее приложение является неотъемлемой составляющей Декларации (п. 46.1 НКУ), отметка должна стоять всегда.
При необходимости, если налогоплательщик считает, что форма Декларации вопреки НКУ увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, соответствующие рассуждения могут быть изложены в составленном в произвольной форме дополнении, которое будет считаться неотъемлемой частью Декларации (п. 46.4 НКУ). В случае представления соответствующего дополнения напротив поля «Доповнення до Податкової декларації (заповнюється і подається відповідно до пункту 46.4 статті 46 глави 2 розділу II Податкового кодексу України)» необходимо поставить отметку «х».
Далее — пример заполнения табличной части Декларации в онлайн-сервисе Liga:REPORT.
Приложение к Декларации
Заполняя Сведения об имеющихся объектах жилой и/или нежилой недвижимости, информацию о типе отчетности и ее порядковом номере необходимо взять из заглавной части Декларации. Номер приложения будет тождественным порядковому номеру Декларации.
Графа 2 приложения заполняется аналогично графе 2 табличной части Декларации — путем проставления одного из девяти типов недвижимости.
Графа 3 предназначена для занесения реквизитов правоустанавливающих документов. Ими могут быть: нотариально удостоверенный договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, решение суда и др.
В графе 4 следует указать дату, когда вещное право на недвижимое имущество было зарегистрировано в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.
В графу 5 нужно внести местонахождение объекта недвижимости (по данным Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество) и его тип. Перечень типов объектов недвижимости приведен в пп. 14.1.129 НКУ.
Информацию в графу 6 приложения следует перенести из строки 8 заглавной части Декларации.
Что касается графы 7, то в ней следует указать общую площадь объекта недвижимости, независимо от того, принадлежит он юрлицу полностью или частично. Соответственно, в случае если юрлицо является единоличным собственником объекта недвижимости, значение соответствующей графы будет совпадать со сведениями из графы 3 табличной части Декларации.
Графы 8 и 9 заполняются только в случае, если налогоплательщик является совладельцем объекта недвижимости.
В графе 8 должен быть указан вид совместной собственности.
В графе 9 указывают размер доли, принадлежащей налогоплательщику, составляющему отчетность. Размер доли следует указывать в числовом выражении с двумя знаками после запятой, например — «0,25».
Как основную часть Декларации, так и приложение необходимо подписать и проставить в нем дату представления отчетности.
Редакция газеты
«Интерактивная бухгалтерия»