В прошлом году Парламент принял широко анонсированный Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VII (далее — Закон о валюте), которым была заложена основа для новой, либеральной системы валютного регулирования. Он заработает 07.02.2019 и отменит несколько валютных нормативов, в частности Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 г. № 15-93, а также Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.1994 г. № 185/94-ВР (далее — Закон № 185/94). Более того, Нацбанк уже принял ряд постановлений , консолидирующих и обновляющих существующую валютно-регулятивную нормативную базу из более чем полусотни документов. Сейчас же мы обзорно ознакомим вас, уважаемые читатели, с четырьмя важными нормативами:
• Положением о перечне мер защиты, порядке и критериях их введения, продления и досрочного прекращения, утвержденным постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 4 (далее — Перечень № 4);
• Положением о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденным постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5 (далее — Положение № 5);
• Положением о порядке предоставления банками Национальному банку Украины информации относительно договоров, предусматривающих выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами-кредиторами по привлеченным резидентами кредитам, займам, утвержденным постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 6 (далее — Положение № 6);
• Инструкцией о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденной постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 7 (далее — Инструкция № 7).

 Об этом Нацбанк сообщал в письме от 09.01.2019 г. № 40-0006/1125.

Перечень № 4, Положение № 5, Положение № 6 и Инструкция № 7 (вместе с рядом норм, регулирующих переход на новые правила) заработают одновременно с Законом о валюте07.02.2019. Нацбанк сообщает, что Перечень № 4 и Положение № 6 — постоянно действующие нормативные акты, а Положение № 5 и Инструкция № 7 — временные нормативы . Поэтому сейчас опишем наиболее существенные новинки, а позже обязательно еще вернемся к этой актуальной «валютной» темы.

Перечень мер защиты

Из Перечня № 4 узнаем, какие меры защиты банковской и финансовой системы может вводить Нацбанк при наличии кризисных явлений, системных рисков и угроз в денежно-кредитной сфере.

В Перечень вошли:

  • все меры, предусмотренные ч. 1 ст. 12 Закона о валюте, в частности хорошо известные нам обязательная продажа части инвалютных поступлений и предельные сроки расчетов по экспортно-импортным операциям;
  • меры «под» ст. 71 Закона Украины «О Национальном банке Украины» от 20.05.1999 г. № 679-XIV в виде:
    • покупки инвалюты с условием ее целевого использования в течение определенного срока в случаях, установленных Нацбанком;
    • обязательного использования определенных Нацбанком формы, порядка и условий расчетов при валютных операциях в сфере ВЭД;
    • требований об осуществлении валютных операций по выполнению долговых обязательств перед нерезидентами по привлеченным кредитам (займам, включая возвратную финансовую помощь) не раньше определенного Нацбанком срока;
    • установление ограничивающих условий, порядка, особенностей или установление временных запретов по осуществлению:
      • валютных операций по текущим, вкладным (депозитным), корреспондентским счетам, счетам условного хранения (эскроу) субъектов валютных операций;
      • операций по покупке, продаже, обмену инвалюты и банковских металлов;
      • валютных операций, связанных с инвестиционной деятельностью иностранных инвесторов в Украине;
      • операций по трансграничному перемещению валютных ценностей, трансграничному переводу валютных ценностей, проведению расчетов/переводов по валютным операциям на территории Украины.

Также в документе определяется механизм введения, продления срока действия и досрочного прекращения конкретных мер защиты — все регулируется отдельными постановлениями Правления Нацбанка.

С целью введения, продления или прекращения соответствующей защитной меры Нацбанк анализирует критерии, определенные в п. п. 6 – 8 Перечня № 4, такие как, например, значительное снижение курса гривни к инвалютам и/или золотовалютных резервов Нацбанка, значительное уменьшение общего объема депозитов в банковской системе или эскалация общественно-политического и/или геополитического напряжения, что создает риск для стабильности отечественного финансового сектора.

В общем случае для введения защитных мер в связи с неустойчивым финансовым положением банковской системы или обстоятельствами, грозящими стабильности банковской и/или финансовой системы, Нацбанк обязан заручиться поддержкой Совета по финансовой стабильности. Интересно, что общий срок действия мер защиты ограничивается 18 месяцами на протяжении 24 месяцев начиная со дня первого введения соответствующей меры защиты (ст. 12 Закона о валюте).

Послабления в мерах защиты