(комментарий к приказу Минфина Украины от 27.11.2018 г. № 940)

Вступил в силу 14.12.2018

Указанные изменения приводят нормы НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности» в соответствие с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее Закон о бухучете), который распространяется и на бюджетные учреждения.

Новые понятия в НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности»

В п. 4 р. І этого Стандарта добавили новые определения, соответствующие Закону о бухучете, в частности:

  • «расходы»уменьшение экономических выгод в виде уменьшения активов или увеличения обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками);
  • «собственный капитал»разница между активами и обязательствами субъекта государственного сектора;
  • «доходы»увеличение экономических выгод в виде увеличения активов или уменьшения обязательств, которое приводит к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов собственников).

К тому же комментируемым приказом уточнили, что:

  • государственными целевыми фондами являются фонды общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования;
  • учетная политика — совокупность принципов, методов и процедур, используемых субъектом госсектора для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности;
  • финансовая отчетность — отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности субъекта государственного сектора.

Принципы подготовки и качественные характеристики финотчетности

Их также привели в соответствие со ст. 4 Закона о бухучете, изложив в новой редакции п. 1 р. ІІІ НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности».

Финансовая отчетность формируется с соблюдением следующих принципов:

  • полного освещения, согласно которому финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, способных повлиять на решения, принимаемые на ее основе;
  • автономности субъекта государственного сектора, согласно которому каждый субъект государственного сектора, наделенный соответствующими полномочиями относительно использования бюджетных средств, рассматривается обособленным от субъекта государственного сектора, который его создал;
  • последовательности, предусматривающий постоянное (из года в год) применение субъектом государственного сектора выбранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно лишь в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;
  • непрерывности, предусматривающий, что оценка активов и обязательств субъекта государственного сектора осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться и в дальнейшем;
  • начисления, согласно которому доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;
  • превалирования сущности над формой, по которому операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;
  • единого денежного измерителя, предусматривающий измерение и обобщение всех операций субъекта государственного сектора в финансовой отчетности в единой денежной единице.

Вместе с тем уточняется, что представляет собой промежуточная финансовая отчетность и как заполнять плановые показатели в статьях 2530–2790 р. III Отчета о финансовых результатах (форма № 2-дс).

Обновлены формы финансовой отчетности: что изменилось

Баланс (форма № 1-дс)