Приближаются Новогодние праздники. Для бухгалтеров они несут с собой не только праздничные хлопоты, но и дополнительные работы по закрытию года. Инвентаризация резерва отпусков — одна из таких необходимых процедур. Напомним, что обеспечения создают для возмещения будущих операционных расходов на оплату отпусков работникам в соответствии с требованиями п. 13 П(С)БУ 11 «Обязательства» и п.7 П(С)БУ 26 «Выплаты работникам».
В этой статье остановимся на вопросах, которые могут возникнуть при проведении годового перерасчета обеспечения на отпуска

Кто должен создавать резерв отпусков

В первую очередь удостоверимся, что учетная политика в части обеспечений на отпуска работников предприятия соответствует нормам законодательства. Так, могут не создавать резервы отпусков согласно п. 8 р. I П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» юридические лица, соответствующие критериям микропредпринимательства, а также плательщики единого налога.

Для целей учета с 2018 года субъектов хозяйствования, которые относятся к микропредприятиям, определяют согласно п. 2 ст. 2 Закона о бухучете (ранее мы руководствовались п. 3 ст. 55 ХКУ — не более 10 человек и доход менее 2 млн евро). Показатели таких предприятий на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, должны соответствовать как минимум двум из следующих критериев:

  • балансовая стоимость активов — до 350 тыс. евро;
  • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — до 700 тыс. евро;
  • среднее количество работников — до 10 лиц.

Итак, если ваше предприятие — плательщик единого налога или является микропредприятием, то вам необязательно создавать обеспечение (резерв) на выплату будущих отпусков.

Если же вы не учли изменения критериев микропредпринимательства и в 2018 ежемесячно не создавали резерв отпусков, хотя при этом должны были его рассчитать, то самое время исправить ошибку — внести изменения в приказ об учетной политике.

Напомним: согласно п. 9 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок», вышеназванные изменения критериев микропредпринимательства являются основанием для пересмотра положений учетной политики предприятия. Для исправления ошибки 2018 года следует:

  • рассчитать резервы помесячно за 2018 год в порядке, предусмотренном Инструкцией о применении плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.1999 г. № 291, для субсчета 471 «Обеспечение выплат отпусков» как произведение фактически начисленной заработной платы работникам и процента, исчисленного как отношение годовой плановой суммы на оплату отпусков (с учетом ЕСВ) к общему плановому фонду оплаты труда. Подробно о порядке начисления резерва отпусков см. в следующих статьях:
  • начислить резерв по Кт субсчета 471 «Обеспечение выплат отпусков» в корреспонденции со счетами расходов (23, 91, 92, 93, 94) в зависимости от вида работ, выполняемого работником;
  • отразить в учете использование резерва в течение 2018 года, скорректировав при этом счета расходов на сумму начисленных отпускных и ЕСВ по ним. Данную корректировку можно оформить бухгалтерской справкой. Вместе с тем важно учесть остаток обеспечения на отпуска по состоянию на 01.01.2018. Если такого остатка не было и это соответствует требованиям П(С)БУ (т.е. согласно П(С)БО 25 резерв отпусков не начислялся до 2018 года поскольку предприятие было микро или плательщиком единого налога), то начислять отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск за период до 1 января 2018 года необходимо в обычном порядке (без использования резерва).