Хозрасчетные предприятия и бюджетные учреждения при проведении инвентаризации руководствуются Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879 (далееПоложение № 879).

Итак, рассмотрим, как создают инвентаризационную и рабочие комиссии, как правильно организовать процедуру инвентаризации, какие правила следует соблюдать при инвентаризации и как оформляют результаты инвентаризации.

Создание и состав инвентаризационной комиссии

Перечень лиц, которые могут быть включены руководителем в состав инвентаризационной комиссии, определен п. 1 р. ІІ Положения № 879. Так, инвентаризационная комиссия создается из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, предпринимателей-физлиц, которые ведут бухучет на предприятии на договорных началах) и опытных работников предприятия (инженеров, технологов, механиков, производителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).

Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия. Как видим, сейчас отсутствует требование обязательно включать главного бухгалтера в состав инвентаризационной комиссии.

Также в состав инвентаризационной комиссии можно включать членов ревизионной комиссии хозяйственного общества. А вот представителей структурного подразделения внутреннего аудита начиная с 30.10.2015 не включают в состав инвентаризационной комиссии.

В случае если бухгалтерский учет ведет непосредственно руководитель, он же самостоятельно возглавляет инвентаризационную комиссию (абз. 2 п. 1 р. ІІ Положения № 879).

Обратите внимание

Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица. Однако материально ответственных лиц не включают в состав инвентаризационной комиссии, которая проверяет активы, находящиеся у таких лиц на ответственном хранении (абз. 5 п. 1, абз. 2 п. 2.4 р. ІІ Положення № 879).

Бюджетные учреждения в состав инвентаризационных комиссий (рабочих инвентаризационных комиссий) могут включать представителей централизованной бухгалтерии, обслуживающей их.

Рабочие инвентаризационные комиссии: организация работы

На предприятиях, где из-за значительного объема объектов инвентаризации не может быть проведена инвентаризация одной комиссией, создают инвентаризационные комиссии и рабочие инвентаризационные комиссии.

Председателя и состав рабочих инвентаризационных комиссий для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства утверждает распорядительным документом руководитель предприятия (учреждения). В состав рабочих инвентаризационных комиссий включают представителей аппарата управления, бухгалтерской службы, опытных работников предприятия (учреждения), которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет.