Договор уступки права денежного требования прежде всего является эффективным инструментом для субъектов хозяйствования, желающих разобраться с «зависшей» задолженностью (или не допустить ее появления). Однако нередко на практике стороной (а то и обеими сторонами) подобного договора выступают физические лица. Поэтому выясним, в каком случае уступка права требования влечет за собой возникновение налогооблагаемого дохода у физического лица и какие последствия его возникновения
В первую очередь напомним: в материале «Уступка права требования: правовые аспекты» газеты № 177/2018 отмечалось, что среди ученых бытует мнение, согласно которому договоры уступки права требования не являются самостоятельными договорами, и к ним, в зависимости от сложившихся между сторонами фактических отношений, могут применяться как нормы договора купли-продажи, так и мены. К тому же не исключаем ситуацию, когда договором уступки права требования также могут быть опосредованные отношения дарения.
Учитывая то что аналогичной точки зрения в большинстве своем придерживаются и суды, именно через призму вышеуказанного подхода рассмотрим НДФЛ-последствия (и, соответственно, последствия в части обложения военным сбором) для физических лиц.
Уступка права требования и купля-продажа
Несмотря на то что ГКУ (п. 1 ч. 1 ст. 512) рассматривает уступку права требования прежде всего как один из способов замены кредитора в обязательстве, оформляемом отдельным правочином (ст. 513 ГКУ), однако для проведения аналогии между уступкой права требования и куплей-продажей существуют веские основания.