Предприятия зачастую обеспечивают питание работников: платное, бесплатное, со скидкой, в виде шведского стола. В связи с этим возникают вопросы о налогообложении расходов на питание работников и начислении ЕСВ на стоимость предоставленного питания. Возможны разные варианты, поэтому рассмотрим, какие налоговые последствия может иметь для предприятия бесплатное или льготное питание работников
Прежде всего очень важно, каким именно способом обеспечивается питание, как оно организовано и документально оформлено и усматривается ли персонифицированный характер при предоставлении питания.
Не включается в общий налогооблагаемый доход стоимость бесплатного лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов, газированной соленой воды, которыми работодатель обеспечивает налогоплательщика в соответствии с Законом Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 г. № 2694-ХІІ (пп. 165.1.9 НКУ). Поэтому такое спецпитание в нашей статье мы рассматривать не будем.
Предприятие может организовать питание работников следующими способами:
- в своей столовой или буфете;
- заказывать обеды в офис, заключая договоры с заведениями ресторанного хозяйства;
- оплачивать питание работников в заведениях ресторанного хозяйства согласно заключенным договорам;
- устанавливать скидки на готовые блюда, которые продаются в столовой или буфете в конкретной сумме;
- предоставлять работникам денежные средства как компенсацию или дотацию на питание.
Предприятие может установить фиксированную стоимость обеда в заведении ресторанного хозяйства, столовой или буфете. Для учета количества отпущенных обедов (блюд) и количества работников, которые питаются, можно использовать ведомости, карточки и талоны.
Порядок организации и учета бесплатного питания ни одним нормативно-правовым актом не регламентирован, поэтому его уместно определить в колдоговоре или в локальном акте работодателя.
А сейчас предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными вариантами питания за счет работодателя.
Питание по принципу шведского стола
Сегодня достаточно популярна организация питания по системе «шведский стол» или в виде буфетного самообслуживания, когда не контролируется количество потребленных работником блюд, а значит, невозможно определить для каждого работника стоимость потребленной им пищи.
Данный вариант привлекателен ввиду того, что фактически невозможно определить полученный каждым работником доход в виде стоимости предоставленного питания.
НДФЛ и военный сбор (ВС). Совсем недавно налоговики соглашались с тем, что в случае питания по системе «шведский стол» налогооблагаемый доход не возникает, поскольку сам доход невозможно персонифицировать (см. письма ГФСУ от 22.03.2017 г. № 5683/6/99-99-13-02-03-15, от 23.11.2016 г. № 25307/6/99-99-13-02-03-15). Но в последнее время они в корне изменили свое мнение, предоставляя одно за другим разъяснения, в которых делают отнюдь не двусмысленный вывод: бесплатное питание по принципу шведского стола является дополнительным благом и облагается НДФЛ, военным сбором и к тому же является базой для начисления единого взноса (см. ИНК ГФСУ от 19.10.2017 г. № 2300/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, от 05.09.2018 г. № 3853/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, от 06.09.2018 г. № 3881/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, от 15.11.2018 г. № 4828/6/99-99-13-02-03-15/ІПК).
Налоговый орган утверждает, что невозможность персонифицировать доход не может являться основанием для освобождения работника от уплаты налогов и сборов. В этом есть какая-то логика, т.к. определенный доход таки работники получают. Однако ГФС не предоставляет разъяснений, как в данном случае определить сумму такого налогооблагаемого дохода. А между тем это как раз и является ключевым моментом в вопросе уплаты или неуплаты налога. Ведь обложение каким-либо налогом (и НДФЛ не исключение) требует наличия базовых элементов — плательщик, объект, база, ставка налогообложения. В ситуации со шведским столом фактически известен только такой элемент, как ставка налога. Поскольку невозможно определить, кто из работников, сколько и какую пищу употреблял, практически в каждой конкретной ситуации невозможно определить объект и базу и увязать его с конкретным налогоплательщиком.
Такого же мнения придерживаются и суды — см. постановление Харьковского апелляционного административного суда от 01.08.2018 г. № 820/764/18, а также решение Харьковского окружного административного суда от 29.01.2019 г. № 520/8584/18.