НДС

Обобщающие разъяснения ГФС по составлению РК в разрезе причин корректировки

ГФСУ обобщила разъяснения об особенностях заполнения табличной части расчетов корректировки к налоговым накладным, которые выдаются покупателям — плательщикам НДС, в зависимости от причин, по которым происходит корректировка.

Причины корректировки, которые могут быть указаны в расчете корректировки:

  • «Повернення товару або авансових платежів» — после составления налоговой накладной происходит полный возврат суммы предоплаты (аванса)/поставленных товаров или возврат остатка суммы предоплаты (аванса)/поставленных товаров;
  • «Зміна кількості» — после составления налоговой накладной происходит изменение количества товаров/услуг (за исключением случаев полного возврата товаров);
  • «Зміна ціни» — после составления налоговой накладной происходит изменение цены товаров/услуг (за исключением случаев полного возврата денежных средств);
  • «Зміна номенклатури» — после составления налоговой накладной происходит изменение цены части товаров/услуг или одновременное изменение и количества, и цены товаров/услуг;
  • «Усунення неоднозначностей»/«Зменшення обсягу при нульовій кількості»/«Зменшення кількості при нульовому обсягу» — одна из этих причин корректировки указывается в расчете корректировки, который составляется с целью исправления ошибок, допущенных при проведении предыдущих корректировок налоговой накладной, и отражения правильных показателей товарных позиций, образовавшихся в результате данных корректировок.

Порядок составления расчетов корректировки во всех указанных случаях ГФСУ разъяснила в письме от 22.06.2018 г. № 18983/7/99-99-15-03-02-17.

Указываем код льготы в расчете корректировки к НН по «старой» форме

У плательщика НДС возникла необходимость составить расчеты корректировки к налоговым накладным, которые были составлены и зарегистрированы в ЕРНН:

  • в 2015 году по форме, действующей на дату такой регистрации, которая не предусматривала указание в табличной части налоговой накладной кода льготы;
  • после 01.04.2016, если с момента составления таких налоговых накладных в связи с изменением бюджетной классификации в соответствии с приказом Минфина «О внесении изменений в бюджетную классификацию» от 05.01.2016 г. № 2 первые четыре цифры кодировки изменились на «1406...».

Корректировка осуществляется путем сторнирования строк налоговой накладной, показатели которых подлежат корректировке, и добавлением новых строк с правильными показателями.

В случае если плательщик НДС составляет расчеты корректировки к налоговым накладным, составленным и зарегистрированным в ЕРНН по форме, действующей на дату такой регистрации, которая не предусматривала указание кода льготы, или с момента составления налоговых накладных код льготы изменился, то в расчете корректировки:

  • в строке, которой сторнируется строка налоговой накладной (путем выведения в «0»), в графе 12 «Код пільги» указывается код льготы, который корректируется «1401…» (указано в графе 9 налоговой накладной). При этом данная графа расчета корректировки не заполняется, если расчет корректировки составляется к налоговой накладной, составленной до 01.04.2016, поскольку ее форма на тот период не предусматривала указание в табличной части налоговой накладной кода льготы;
  • добавляется с указанием нового очередного порядкового номера строка, ранее отсутствовавшая в налоговой накладной, которая корректируется, в которой в графе 12 «Код пільги» указывается код льготы, действующий на дату корректировки и содержащий первые четыре цифры кодировки «1406…».

Об этом речь идет в ИНК ГФСУ от 20.06.2018 г. № 2746/6/99-99-15-03-02-15/ІПК.

Покупатель — конечный потребитель возвращает товары: составлять ли РК к итоговой НН

При возврате в день продажи покупателем (конечным потребителем) товаров возвращенные такому покупателю денежные средства с учетом НДС учитываются в ежедневных общих итогах, которые фиксируются в Z-отчетах (кассовых отчетах), налоговых накладных, составленных на основании этих отчетов. Поэтому в данном случае к налоговой накладной, составленной по ежедневным итогам операций по поставке товаров за наличные конечному потребителю (не являющемуся налогоплательщиком) расчет корректировки количественных и стоимостных показателей не составляется.

Это разъяснение ГФС появилось в подкатегории 101.15 системы «ЗІР».

Вместе с тем в подкатегории 101.15 системы «ЗІР» действует еще и другое разъяснение, в котором контролеры разрешают составлять расчет корректировки к налоговой накладной по ежедневным итогам. Цитируем:

«При возврате покупателем (не являющимся налогоплательщиком) товара, реализованного ему в предыдущий день за наличные и отраженного поставщиком в налоговой накладной, составленной по ежедневным итогам операций, сумма налоговых обязательств поставщика подлежит соответствующей корректировке на основании расчета корректировки к такой налоговой накладной (при условии предоставления покупателю полной денежной компенсации стоимости возвращенного товара.

Аналитика на тему

Платим нерезиденту за доступ и использование программного обеспечения: действуют ли ІТ-льготы по НДС

Определяем сумму НДС, которую можно заявить к бюджетному возмещению

Кассовые операции и РРО

Нужно ли перепрограммировать РРО с 1 июля для округления копеечных сумм?

НБУ разместил на сайте ответы на актуальные вопросы о правилах округления, среди которых:

Будет ли округляться каждая цена товара?

Правила округления предусматривают округление только общей суммы расчетов в чеке.

Будут предприятия округлять цены, если у потребителей будет с собой точная сумма?

При наличии монет соответствующих номиналов у покупателя или у продавца они могут использовать их в расчетах.

Обязаны ли предприятия отражать в чеках суммы до округления и после него? Нужно ли будет им перепрограммировать регистратор расчетных операций?

Предприятия должны указывать в чеках общие суммы покупки до округления и после него, в частности, используя механизм надбавок/скидок. Перенастройка регистраторов расчетных операций не повлечет за собой значительных дополнительных расходов.

Понимая, что в первое время у субъектов хозяйствования могут возникнуть опасения относительно правильности применения правил округления, НБУ обратился в Минфин и ГФС с просьбой предоставить детальные разъяснения по вопросам, которые могут возникнуть при введении механизма округления, и не применить к бизнесу штрафные санкции за проведение кассовых операций, связанных с округлением.

Покупка товаров (услуг) на иностранных интернет-сайтах: какими документами подтверждать оплату

В случае приобретения юридическим лицом услуг на отечественном или иностранном интернет-сайте с оплатой их с помощью электронного платежного средства для подтверждения расходования средств необходимо предоставить выписку банка, которым выпущено указанное электронное платежное средство, а также соответствующий документ, квитанцию, товарный или кассовый чек, билет, талон и т.д., предоставленный продавцом (исполнителем, поставщиком) услуги и/или товара.

Об этом сказано ГФСУ в ИНК от 13.06.2018 г. № 2584/6/99-99-15-01-01-15/ІПК.

Нарушение хронологической нумерации кассовых ордеров: налоговики указывают на возможные штрафы

Налоговики ответили по поводу нарушения порядка хронологической нумерации кассовых ордеров.

Ответ изложен в письме ГФС от 15.06.2018 г. № 20639/6/99-99-14-05-01-15.

Нарушение хронологической нумерации приходных и расходных ордеров МОЖЕТ свидетельствовать о неоприходовании или несвоевременном оприходовании наличных средств, поступающих в кассу предприятия.

При нарушении хронологической нумерации расходных ордеров это МОЖЕТ повлечь за собой превышение установленного лимита касса, т.е. превышение установленного лимита наличности в кассе предприятия на конец рабочего дня.

В свою очередь, по поводу заполнения реквизита «№ з/п» приходных и расходных кассовых ордеров и их нумерации налоговики привели тот же алгоритм, что и НБУ в письмах от 12.06.2018 г. № 50-0007/32326, от 14.06.2018 г. № 50-007/32822 (см. новость «Загадочная» нумерация кассовых ордеров: разъясняет НБУ»).

Аналитика на тему

Кассовые операции – 2018: НБУ устанавливает переходный период для использования старых форм кассовых документов

Округляем копейки: применяем РРО, определяем доход и налоговые обязательства по НДС

Оплата труда и трудовые отношения

Отсутствие колдоговора не лишает обязанности проводить корректировку среднего заработка

Отсутствие колдоговора не является основанием для непроведения корректировки зарплаты. Данной позиции придерживается Гоструда в письме от 17.05.2018 г. № 3933/4.1/4.1-ДП-18.

Ведь законодательством о труде определен порядок утверждения условий оплаты труда при отсутствии колдоговора. В соответствии со ст. 97 КЗоТ, если колдоговор на предприятии, в учреждении, организации не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать вопросы оплаты труда с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а при его отсутствии — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

Соглашается с этим и Минсоцполитики в письме от 17.05.2018 г. № 838/0/101-18. Министерство добавляет: размеры должностных окладов (тарифных ставок), в т.ч. и случаи их повышения, могут устанавливаться в положении об оплате труда или ином локальном акте предприятия.

Корректировка средней зарплаты предусмотрена с той целью, чтобы работники в случае повышения окладов (тарифных ставок) при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее расчета в соответствии с нормами Порядка № 100 не теряли в заработке, следовательно, корректировку средней зарплаты необходимо проводить и при отсутствии колдоговора.

Женщина увольняется: возвращать ли уже выплаченные декретные

Пособие по беременности и родам застрахованному лицу, страховой случай у которого наступил в период работы на основании срочного трудового договора, предоставляется за весь период отпуска по беременности и родам.

При изъявлении желания женщины расторгнуть трудовой договор в период пребывания в отпуске в связи с беременностью и родами сумма пособия по беременности и родам за часть отпуска, приходящуюся на период после увольнения, перерасчету и возврату не подлежит.

Соответствующий вывод приведен в письме Минсоцполитики от 15.05.2018 г. № 2.4-15-1677.

Однако учитывайте и другой случай.

Ранее в письме ФСС по ВУТ от 16.09.2013 г. № 04-29-2494 отмечалось: в случае выхода женщины на работу до окончания отпуска по беременности и родам страхователю (работодателю) необходимо вернуть часть пособия по беременности и родам в рабочий орган Фонда, а именно — ту часть, которая будет совпадать с календарными днями, приходящимися на период работы такой женщины, поскольку за данный период застрахованное лицо не потеряет заработной платы (дохода).

Объясняется такая позиция прежде всего тем, что пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, компенсирующего потерю заработной платы (дохода) за период отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV).

Об этом речь шла в материале «Должна ли вернуть декретные женщина, прервавшая отпуск по беременности и родам».

Страховой стаж после 2016 года можно подтвердить справками по формам ОК-5 и ОК-7

Минсоцполитики считает (см. письмо от 27.04.2018 г. № 613/0/51-18/218): страховой стаж по социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности за период до 2016 года может исчисляться по данным формы ОК-7, страховой стаж за период начиная с 2016 года может исчисляться как по данным формы ОК-5, так и по данным формы ОК-7.

При этом Фонд соцстраха в письме от 15.05.2018 г. № 2.4-15-1677 отмечает: что касается справки о средней заработной плате по основному месту работы, предоставляемой в соответствии с п. 30 Порядка № 1266, данная справка не является основанием для определения страхового стажа застрахованного лица по месту работы по совместительству.

Может ли работодатель отказаться принимать листок нетрудоспособности?

Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105 (далееЗакон № 1105) функции относительно принудительного принятия листка нетрудоспособности работодателем от застрахованного лица не предусмотрены.

Однако если имеют место данные случаи, то за защитой своих нарушенных прав застрахованное лицо может обратиться в территориальный орган Гоструда.

На это обращает внимание Минсоцполитики в письме от 20.03.2018 р. № 5.2-28-922.

Напомним

Материальное обеспечение выплачивается в случае, если обращение за его назначением поступило не позднее 12 календарных месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска в связи с беременностью и родами, смерти застрахованного лица или члена семьи, пребывавшего на его иждивении (ч. 5 ст. 32 Закона № 1105). Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (ч. 1 ст. 31 Закона № 1105).

Аналитика на тему

Перевод работников на другую работу: оформление и оплата

Перенос рабочего дня, 29 июня, на субботу, 23 июня: как быть, если в эти дни отпуск или больничные

Частное предпринимательство

Новая регистрация ФЛП не меняет его обязательств, возникших в ходе предыдущей регистрации предпринимателем

После государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическое лицо продолжает состоять на учете в контролирующих органах как физическое лицо — налогоплательщик, получавшее доходы от осуществления предпринимательской деятельности, и обязано обеспечить окончательные расчеты по налогам и ЕСВ от осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем новая регистрация физического лица — предпринимателя не прекращает его обязательств, возникших при осуществлении предпринимательской деятельности, и не изменяет сроки, порядки выполнения таких обязательств и применение санкций за их невыполнение.

Соответствующие разъяснения предоставило ГУ ГФС в Запорожской области в ИНК от 21.06.2018 г. № 2752/ІПК/08-01-13-02-08.

Аналитика на тему

Временная нетрудоспособность предпринимателей: особенности оформления и расчетов

Кассовые операции у предпринимателей: особенности организации

О чем мы писали на прошлой неделе

Газета «Интерактивная бухгалтерия» №№ 119– 124 за 2018 год

Тема недели: Судебная практика по трудовым спорам

Нарушение условий контракта: когда и как признавать недействительными

Два срочных трудовых договора подряд с одним работником по одной должности: нюансы расчетов при увольнении

Индексация доначислена до начала проверки: будет ли штраф

НДС

Платим нерезиденту за доступ и использование программного обеспечения: действуют ли ІТ-льготы по НДС

Аттестация работников

Аттестация работников на предприятии: обязательность, периодичность, процедура

Наличное обращение

Округляем копейки: применяем РРО, определяем доход и налоговые обязательства по НДС

Торговля

Возврат товаров: учет у покупателя

Следите за публикациями «Интерактивной бухгалтерии» — и будьте всегда в курсе главных бухгалтерских новостей!

Присоединяйтесь к дружной команде «Интерактивной бухгалтерии» в Facebook, Twitter, Google+, LinkdIn, общайтесь и обменивайтесь новостями с помощью Telegram.

Заказывайте тестовый доступ к продукту по ссылке или оформите подписку — и пользуйтесь всеми преимуществами сервиса «Интерактивная бухгалтерия» уже сегодня.

С безграничным уважением,
«Интерактивная бухгалтерия»