Газета «Интерактивная бухгалтерия»

  • slidebg
    «Интерактивная бухгалтерия» — мы ПЕРВЫЕ со свежими изменениями!
    ежедневная газета, база аналитических материалов, нормативные документы,
    полезные функции для бухгалтеров и руководителей
    .
240 грн
за 1 месяц
Тариф
Премиум
480 грн
за 1 месяц
Тариф
Премиум+
800 грн
за 1 месяц
Бухгалтерская электронная газета
По вопросам подписки обращайтесь по:
тел.: (044) 392 3202
Электронный адрес: subscription@interbuh.com.ua
ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС: 68131
в каталоге ГП «Пресса»
Газета № 14 (23) — понедельник, 8 апреля 2013
Новости законодательства
Так, к 03.12.2012 г. пенсионный сбор должны были уплачивать предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, физические лица, приобретающие право собственности на легковые автомобили, которые подлежат государственной регистрации (перерегистрации) в подразделениях ГАИ, кроме случаев обеспечения автомобилями инвалидов согласно законодательству и наследования легковых автомобилей согласно закону.
(комментарий к приказу Минагрополитики «Об утверждении Порядка оформления, вручения (отправления) предписаний в случае определения нарушений земельного законодательства» от 19.02.2013 г. № 104)
Минагрополитики утвердило новый Порядок оформления, вручения (отправления) предписаний в случае выявления нарушений земельного законодательства ( далее — Порядок). Поэтому остановимся на анализе наиболее значимых положений нового Порядка, и начнем с самого важного.
Требования Порядка являются обязательными для должностных лиц всех субъектов хозяйствования, обычных физлиц и физлиц-предпринимателей (как видим, Порядок не обошел и их) в части обязательности выполнения требований врученных (переданных) им предписаний в связи с нарушением ими земельного законодательства, а не только для государственных инспекторов1 (по сравнению с нормами Положения о порядке оформления, выдачи и регистрации предписаний в случае выявления нарушений земельного законодательства, утвержденного приказом Госкомзема от 09.03.2004 г. № 67, далее — Положение).
Поэтому советуем подробно ознакомиться с нормами Порядка или внимательно прочитать наш комментарий.
Порядок обновил процедуру обжалования действий должностных лиц (государственных инспекторов), которые вручили (прислали) предписания о нарушении земельного законодательства.
Нематериальные активы
Предприятие (плательщик налога на прибыль) приобрело компьютер и отдельно операционную систему (далее — ОC) Windows. Как правильно показать в налоговом учете приобретение ОС стоимостью 1500 грн? Нужно ли ее стоимость относить на счет 10 «Основные средства» или, может, следует открывать счет 12 «Нематериальные активы»?
ОТВЕТ: Учет ОС — очень спорный вопрос, и существует немало соображений по поводу его решения. Многие специалисты до сих пор не пришли к однозначному выводу, поэтому дальше попробуем вместе разобраться с ним.
Налоговый учет
Существует три основных варианта учета компьютерных программ (расходов на их приобретение), а именно:
Предприятие (плательщик налога на прибыль) приобрело программу «1С». Как показать в учете приобретенную программу и расходы на ее обслуживание?
У нашего предприятия истек срок сопровождения программы для подачи отчетности. Фирма, которая сопровождала его, отказалась это делать, и за 1 грн предоставила другую, которую теперь и сопровождает. Что делать с первой программой в налоговом учете, если она еще недоамортизирована? Ликвидировать или амортизировать дальше? Как учитывать другую?
ОТВЕТ: Вы вправе самостоятельно решать дальнейшую судьбу старой программы. Мы же вам расскажем, что нужно принять во внимание, делая свой выбор. В учете новой программы также есть свои особенности, но обо всем по порядку. У нашего предприятия истек срок сопровождения программы для подачи отчетности. Фирма, которая сопровождала его, отказалась это делать, и за 1 грн предоставила другую, которую теперь и сопровождает. Что делать с первой программой в налоговом учете, если она еще недоамортизирована? Ликвидировать или амортизировать дальше? Как учитывать другую?
Старая программа. В сложившейся ситуации, у вас есть два варианта, как поступить с данной программой:
Наше предприятие заказало изготовление баннера стоимостью 1500 грн, и фирменного стиля стоимостью 1000 грн. Как показать данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?
ОТВЕТ: В бухгалтерском учете стоимость приобретенных объектов сразу попадет в расходы, а вот с налоговым будут нюансы. Однако начать стоит с другой стороны — юридической.
Юридическая сторона вопроса
Сначала разберемся с объектом вашего заказа. Определение «баннер», или «фирменный стиль» в законодательстве отсутствует, поэтому воспользуемся не юридическим толкованием таких понятий.
Баннер (от английского banner — флаг, транспарант) — графическое изображение рекламного характера. Баннеры размещают для привлечения клиентов или для формирования позитивного имиджа. В интернет-сети это один из самых распространенных видов рекламы. Он может быть как статическим графическим изображением, так и анимированным (реже — как видео). Обычно баннер содержит гиперссылки на сайт рекламодателя или страницу с дополнительной информацией о фирме или товаре (работе, услуге).
Понятие фирменного или корпоративного стиля также англоязычного происхождения (corporate identity) — набор графических форм, объединенных идеей выделить компанию среди себе подобных и создать узнаваемый образ в глазах потребителей.
Наше предприятие (плательщик налога на прибыль) приобрело лицензию на право розничной торговли лекарственными средствами. Как отразить такую ​​лицензию в налоговом учете? В бухгалтерском учете учитывать ее на 39 счете или все-таки как нематериальный актив?
У нашего предприятия есть сайт, который мы в налоговом учете учитываем как нематактив. Мы заказали услуги по его совершенствованию. Можно ли стоимость таких услуг включить в налоговые расходы, или их надо амортизировать?
На предприятии имеется нематактив первоначальной стоимостью 10000 грн, начисленная амортизация 1000 грн, его модернизировали на 5000 грн. Подскажите, пожалуйста, как в бухучете рассчитать амортизацию нематактива после того, как его первоначальная стоимость была увеличена?
ОТВЕТ: Рассчитывать амортизацию немат­актива с месяца, следующего за месяцем его улучшения, следует, уже исходя из «новой» увеличенной стоимости. Объясним.
Согласно п. 18 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы», первоначальная стоимость нематериальных активов увеличивается на сумму расходов, связанных с их совершенствованием и повышением их возможностей и срока использования, которые будут способствовать увеличению первоначально ожидаемых будущих экономических выгод. Расходы на поддержание объекта в пригодном состоянии относятся к расходам периода.
Справедливости ради заметим, что международный родственник нашего стандарта — МСБУ 38 «Нематериальные активы» (§ 20) — отмечает, что последующие расходы на нематактив, которые способствовали бы росту будущих экономических выгод, — явление редкое: «Характер нематериального актива является таким, что часто расширение или замена части такого актива не происходит. Соответственно, большая часть последующих расходов будет направлена скорее на сохранение ожидаемых будущих экономических выгод, воплощенных в существующем нематериальном активе, чем на обеспечение соответствия определению нематериального актива и критериям его признания.... Итак, лишь в редких случаях последующие расходы (то есть расходы, понесенные после первоначального признания приобретенного нематериального актива или же после создания внутренне генерированного нематериального актива) будут признаваться в балансовой стоимости актива».
Юрлицо-единщик планирует реализовать нематактив и малоценный необоротный материальный актив (далее — МНМА). Что в таком случае будет доходом для целей налогообложения единым налогом?
На балансе имеем имущественные права на компьютерную программу (нематериальный актив), которую уже не будут использовать в деятельности предприятия (она морально устарела), поэтому принято решение о ее списании.
Как в этой ситуации быть с НДС, который показан при приобретении данного нематериального актива? Нужно ли фиксировать поставки и начислять налоговые обязательства? Если да, то на какую сумму?
Предприятие самостоятельно разработало и зарегистрировало торговую марку, предоставляет ее в пользование другим субъектам хозяйствования за плату (роялти). Вправе ли мы отражать ее стоимость в составе нематериальных активов?
«Совершенство — это не цель, а путешествие, которое никогда не заканчивается»
(Брайен Трейси)
Видимо, как раз стремление к совершенству заставляет создателей программного обеспечения непрерывно обновлять созданные ими программы: лучше, еще лучше... и так до бесконечности. Конечно, изменения некоторых программ вызваны и другими целями, например, изменениями в законодательстве — программы обновляют для их актуализации.
И вот, когда программисты в стремлении к совершенству в который раз оденут свое творение-программу в более современную «одежду» (то есть создадут очередное обновление), перед бухгалтером возникнет вопрос: как отразить в учете ее стоимость? Ведь само упоминание о компьютерной программе ассоциируется с ее нематериальной сутью, а потому хочется отправить все расходы на обновление в «хранилище» нематериальных активов.
Однако в решении этого вопроса, как говорится, возможны варианты. Учет обновлений (и прочих услуг по сопровождению) программы осуществляют по-разному. Как именно? Сейчас и выясним
Право на получение обновлений
Лицензионный договор
Начнем с того, что программное обеспечение, а именно — компьютерные программы и компиляции данных (базы данных)1, на основании ч. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) отнесено к объектам права интеллектуальной собственности (авторского права), для которых в Украине предусмотрено правовую охрану.
Так, согласно ст. 426 ГКУ использование программы (как объекта авторского права) другим лицом осуществляется только с разрешения лица, которому принадлежит исключительное право2 разрешать ее использование. Итак, чтобы иметь возможность использовать определенную программу в хозяйственной деятельности, пользователи должны получить соответствующее разрешение от лица, имеющего право его предоставлять.
Основные средства
В материале «Ремонт и улучшение основных средств: важнейшие аспекты бухгалтерского учета» газеты «Интерактивная бухгалтерия» мы рассказывали о бухучетных особенностях ремонта и улучшениях основных средств. Данную же статью посвятим налоговом учету
Единый налог
Предприятие на едином налоге по ставке 3%, плательщик НДС, реализует объект основного средства — шкаф-витрину. Предварительно на дату баланса была проведена переоценка всех основных средств согласно правилам бухгалтерского учета. До переоценки остаточная стоимость витрины составляла 4000 грн, а после — 4600 грн. Продажная стоимость витрины — 6000 грн (в т.ч. НДС — 1000 грн).
Юрлицо-единщик группы 4 на ставке 5% решил продать компьютер. Его договорная стоимость составляет 2500 грн, а остаточная стоимость на момент продажи — 1900 грн. Как определить налогооблагаемый доход и сумму единого налога от продажи объекта основных средств, если оплата за компьютер будет поступать частями: 1500 грн во 2 квартале 2013 г.; 1000 грн — в 3 квартале 2013 г.?
Операции по продаже основных средств у единщиков облагаются по-особенному. Поэтому требуют дополнительного внимания. Об основных правилах определения дохода от продажи основных средств в бухгалтерском и налоговом учете юрлиц-единщиков расскажем в нашей статье
Юридические консультации
Все уже привыкли, что одним из «бастионов» защиты налогоплательщика является индивидуальная налоговая консультация (далее — индивидуальная консультация). По крайней мере, каждый как минимум хотя бы раз слышал, что стоит только такую раздобыть и действовать по ее предписаниям — и ни одна проверка не страшна. Как будто некий щит, защитник, спаситель. Но действительно ли это так и стоит ли прислушиваться к советам бухгалтерских изданий и аудиторских фирм обзавестись индивидуальной консультацией?..
Проверки на предприятии
После проверки предприятия (в октябре 2012 года) было обнаружено занижение налоговых обязательств. Предприятию прислали налоговое уведомление-решение, которое было оплачено. Недавно из Налоговой пришло письмо об обязанности уплатить пеню со ссылкой на п. 129.1.2 Налогового кодекса Украины. Скажите, правомерны ли действия налоговиков и обязано ли предприятие уплатить такую пеню?
ОТВЕТ: Прежде всего отметим, что речь идет о пене за занижение налогового обязательства, а не за просрочку срока для уплаты долга, указанного в налоговом уведомлении-решении. Предполагаем, что в таком случае сумма, определенная в уведомлении-решении, была уплачена вовремя. А вот пеню за занижение налогового обязательства придется все-таки уплатить, и действия налоговиков тут вполне правомерны. Объясним почему.
В случае если налоговый орган при проведении проверки нашел занижение налогового обязательства и направил налоговое уведомление-решение, в котором указал сумму недоплаты и штрафа, у налогоплательщика возникает обязанность уплатить суммы недоплаты, штрафа и пени.
РРО и касса
Предприятие начинает деятельность, которая предусматривает обязательное использование РРО. Нам намекнули, что нужен резервный аппарат. Но платить зазря не хочется. Обязательно ли предприятию иметь резервный РРО?
ОТВЕТ: Нет, ведь резервный РРО предприятию иметь необязательно, но в то же время желательно. Объясним.
Резервный РРО — это РРО, так сказать, на подхвате. Его основная функция — заменить основной, когда он выходит из строя, или в прочих случаях, предусмотренных п. 4.9 Порядка регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614 (далее — Порядок применения РРО).
В случае если такой резервный РРО будет использоваться в нескольких хозединицах, это нужно предусмотреть в момент его регистрации. Для этого ко всем предусмотренным документам, в соответствии с п. 2.3 Порядка применения РРО, прилагаются разрешения местного органа исполнительной власти на размещение каждой хоз­единицы, где будет использоваться резервный кассовый аппарат.
Еще одна особенность: в правом верхнем углу его регистрационного удостоверения делается пометка «Резервный» (п. 2.7 Порядка применения РРО).
Командировки
Такой вопрос довольно часто возникает у бухгалтеров. Как оплатить дни командировки работнику с оплатой по месячному окладу, если он трудился в выходной день? А также, оплачивать ли выходной день, в который работник отправился в командировку или вернулся из нее?
Бюджет
Без сомнения, это один из первых вопросов, возникающих у бухгалтера бюджетного учреждения, которое будет проводить перерасчет зарплаты в связи с повышением зарплаты работников отдельных отраслей бюджетной сферы задним числом. Поэтому исследуем, существует ли нормативное основание для перерасчета сумм индексации и что об этом говорят компетентные органы, а также продемонстрируем на примерах, когда это нужно делать.
После того как бухгалтер осуществил перерасчет зарплаты, в частности, должностного оклада с повышениями, надбавок и доплат, премий (если принято решение их пересчитать) — очередь за выплатами, которые исчисляются из расчета среднего заработка. Рассмотрим, какова ситуация с командировками
Как известно, сейчас существует два варианта оплаты дней командировки: по условиям трудового договора в соответствии с ч. 4 ст. 121 Кодекса законов о труде Украины, а если эта цифра меньше средней зарплаты — сохраняют средний заработок. Поэтому при перерасчете оплаты командировки нужно быть очень внимательными. Подробно об оплате командировки мы рассказывали в материале «Оплата труда: актуальные вопросы» в газете «Интерактивная бухгалтерия» № 5 за 2013 г. Рассмотрим наиболее интересное — оплату командировки в январе или феврале 2013 г.
Пример
Работнику бюджетного учреждения (с 11 тарифным разрядом) насчитали за 22  рабочих дня в ноябре 2012 г.: должностной оклад — 1621 грн; 20%-ную надбавку за выслугу лет — 324,0 грн; ежемесячную премию (20% должностного оклада) — 324,00 грн. В декабре за 18 рабочих дней начислили: должностной оклад — 1416,86 грн (1653 грн : 21 р. дн. х 18 р. дн.); надбавку за выслугу лет — 283,37 грн (1416,86 грн х 20%), ежемесячную премию — 283,37 грн и доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника — 396,57 грн. Текущие премии насчитывали месяц в месяц. Также в декабре оплатили три дня временной нетрудоспособности — 340,45 грн. В январе 2013 г. он был в командировке с 21 по 23 число.
 
 
 
 
 

ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ
и ежедневно (в рабочие дни) получайте подборку свежей аналитики и новостей!