Компенсация кредитов физлицам и ОСМД в случае получения субсидий

О том, как получить энергосберегающий кредит, мы уже рассказывали в материалах «Государственная поддержка населения и ОСМД по программам энергосбережения» и «Как получить энергосберегающий кредит ОСМД».

Порядок использования денежных средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления мероприятий относительно эффективного использования энергетических ресурсов и энергосбережения, утвержден постановлением КМУ от 17.10.2011 г. № 1056 (далееПорядок № 1056).

Однако начиная с 27 августа 2015 года в Порядок № 1056 были внесены изменения постановлением КМУ от 12.08.2015 г. № 614. То есть с  этой даты для физлиц, которые зарегистрированы (фактически проживают) в одноквартирных, двухквартирных домах либо в квартирах многоэтажных домов (в т.ч. в тех, где созданы ОСМД) и которые являются получателями субсидий, определен больший размер для компенсации части энергосберегающего кредита.

Как возмещают часть суммы кредита физлицам — получателям субсидий

Если заемщиком является физлицо, которому в установленном законом порядке назначена субсидия для возмещения расходов на жилищно-коммунальные услуги (далее — субсидия), часть суммы энергосберегающего кредита возмещают единоразово в следующих размерах:

  • 70% суммы кредита, но не более чем 12000 грн по одному кредитному договору на приобретение котлов с использованием любых видов топлива и энергии (за исключением природного газа и электроэнергии (кроме электрического теплоаккумуляционного обогрева и горячего водоснабжения));
  • 70% суммы кредита, но не более чем 14000 грн по одному кредитному договору, по которому привлечены денежные средства на приобретение энергоэффективного оборудования и материалов, перечисленных в пп. 41 п. 3 Порядка № 1056.

Как определить сумму компенсации кредита ОСМД-заемщику, если в доме проживают получатели субсидий

Если заемщиком является ОСМД, жилищно-строительный кооператив (далее — ЖСК), в многоквартирных домах которых зарегистрированы (фактически проживают) физлица, которым назначена субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, такому заемщику часть суммы кредита и энергосберегающего кредита на приобретение энергосберегающих материалов и оборудования возмещают единоразово в размере, который рассчитывается по нижеприведенной формуле (но не более чем 14000 грн из расчета на одну квартиру многоквартирного дома по одному кредитному договору).

P = 40% × (Nз - Nс) / Nз + 70% × Nс / N,

где: P — размер возмещения, процентов;

Nз — общее количество квартир многоквартирного дома;

Nс — количество квартир многоквартирного дома, в которых зарегистрированы (фактически проживают) физлица, которым в установленном законодательством порядке назначена субсидия.

Отразим в схеме формулу расчета суммы возмещения для ОСМД.

 

Какие документы нужно предоставить физлицам и ОСМД относительно получателей субсидий

Согласно абз. пп. 4 п. 5 Порядка № 1056, банки, привлеченные к реализации государственной программы по энергосбережению (Сбербанк, Укргазбанк, Укрэксимбанк), формируют сводные реестры заемщиков, которые предоставляют Госэнергоэффективности для получения возмещения части суммы кредита.

С 27.08.2015 г. вышеуказанный подпункт дополнили новыми абзацами 24, 25, и в сводных регистрах банкам нужно дополнительно указывать следующую информацию:

  • сведения о назначении физлицу-заемщику субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг — если заемщиком является получатель субсидии;
  • сведения о количестве квартир многоквартирного дома, в которых зарегистрированы либо фактически проживают физлица, которым назначена субсидия, — в случае когда заемщиками являются ОСМД, ЖСК, в многоквартирных домах которых зарегистрированы (фактически проживают) физлица, являющиеся получателями данной субсидии.

Для включения банком в сводный реестр для возмещения части суммы кредита заемщик, являющийся:

  • физлицом, которому назначена субсидия, должен обязательно предоставить, кроме копий документов, подтверждающих целевое использование кредитных средств, копию документа (уведомления либо справки и т.п. ), подтверждающую назначение субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • ОСМД, ЖСК, в многоквартирных домах которых зарегистрированы (фактически проживают) физлица, которым назначена субсидия, обязательно должен подать, кроме копий документов, подтверждающих целевое использование кредитных средств, копии документов (уведомлений или справок и т.д.), подтверждающих назначение субсидии таким лицам.

Далее выясним, кто именно из жителей квартиры может получить субсидию для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Лица, проживающие в квартире: кто из них может получить субсидию

Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива утверждено постановлением КМУ от 21.10.1995 г. № 848 (далееПорядок № 848).

Субсидию назначают одному из зарегистрированных в жилом помещении (доме) лицу. Однако в отдельных случаях субсидия может назначаться лицу, которое не зарегистрировано, но фактически проживает в жилом помещении (доме) на основании договора найма (аренды) жилья, или индивидуальным застройщикам, дома которых не приняты в эксплуатацию. В данном случае субсидии назначают на основании решения районной, районной в гг. Киеве и Севастополе госадминистрации и исполнительного органа городского и районного совета или созданной ими комиссии и акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства.

Если лица, зарегистрированные в жилом помещении (доме), уплачивают за жилищно-коммунальные услуги на разделенные лицевые счета, субсидия может назначаться отдельно по разделенным лицевым счетам, исходя из количества зарегистрированных лиц, которые уплачивают за услуги на данные счета, — опять-таки на основании решения районной, районной в гг. Киеве и Севастополе госадминистрации и исполнительного органа городского и районного совета или созданной ими комиссии и акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства (абз. 5 п. 7 Порядка № 848).

Если же проанализировать информацию с сайтов госадминистраций относительно назначения субсидий, то они указанную норму трактуют так, что субсидия назначается:

  • одному из членов домохозяйства, на которого открыт лицевой счет по месту регистрации,

или

  • лицу, которое не зарегистрировано, но фактически проживает в жилом помещении (доме) на основании договора найма (аренды) жилья (далее — арендатор), и на которого открыты лицевые счета по уплате жилищно-коммунальных услуг.

Обратите внимание

Субсидию не дают собственнику квартиры, который в ней не зарегистрирован.

Однако вопрос — каким образом поставщики могут заключить договор на поставку газа, тепла, воды, электроэнергии и открыть личный счет арендатору, а не собственнику квартиры? —  остается открытым. Если мы пересмотрим перечень документов, которые требуют предоставить поставщики коммунальных услуг при заключении договоров на поставку коммунальных услуг, то им нужны именно правоустанавливающие документы от собственников квартир. Поэтому личный счет теоретически может быть открыт на арендатора квартиры только по заявлению ее собственника. Но рискнет ли он это делать и как на это отреагируют поставщики коммунальных услуг, можно только догадываться.

Следовательно, фактически шансы получить субсидии есть только у физлиц, которые зарегистрированы в квартире и на которых открыты лицевые счета. Несмотря на то что для арендаторов квартир предусмотрено тоже право на получение субсидий, реализовать его крайне сложно.

Где получить документ, подтверждающий факт получения субсидий

Согласно п. 13 Положения № 848, для назначения субсидии гражданин, личность которого удостоверяется паспортом или другим документом, подает структурному подразделению по вопросам соцзащиты населения по месту регистрации (арендаторы — по месту жительства):

  • заявление о назначении жилищной субсидии и декларацию о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии, по форме, установленной приказом Минсоцполитики от 21.04.2015 г. № 441;
  • справку о доходах — если лицо желает, чтобы среднемесячный доход определялся за 3 месяца, предшествующих месяцу, с которого назначается субсидия, а также в случае указания в декларации прочих полученных доходов, информация о которых отсутствует в ГФС, Пенсионном фонде Украины, фондах соцстраха и т.п. и в соответствии с законодательством не может быть получена по запросу структурного подразделения по вопросам соцзащиты;
  • договор найма (аренды) жилья (при наличии).

Как разъясняет Минсоцполитики на официальном веб-сайте, решение о назначении (неназначении) субсидии принимается в течение 10 дней после подачи заявления и сведений от:

  • организаций — предоставителей услуг — об обеспеченности коммунальными услугами, их стоимости;
  • жилищно-эксплуатационных организаций или других органов, определенных местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а в сельской местности от сельских (поселковых) советов — о составе зарегистрированных в жилых помещениях лиц;
  • ГФС, ПФУ — о доходах.

Поэтому на практике, как кое-кто из нас мог в этом убедиться, это затяжная процедура.

После произведенных расчетов относительно права назначения субсидии физлицу-заявителю выдается уведомление о назначении жилищной субсидии, где указывается, на какой период и в каком размере она предназначена. Именно копию данного уведомления и нужно предоставить в банк вместе с подтверждающими документами о целевом использовании кредитных средств.

Конечно, может случиться, что уведомление о назначении субсидии не поступило к получателю субсидии либо он его потерял, тогда можно обратиться за справкой в подразделение по вопросам соцзащиты населения по месту регистрации. Ведь на каждого получателя субсидии структурные подразделения по вопросам соцзащиты населения и организации, предоставляющие населению жилищно-коммунальные услуги, заводят дело, в котором хранятся материалы, необходимые для назначения субсидии, и расчеты ее размера (п. 22 Положения № 848).

Как следует из абзацев 32–33 пп. 4 п. 5 Порядка № 1056, копии указанного уведомления (справки) предоставляют не в пакете документов на оформление кредита, а уже после его получения — при подтверждении целевого использования энергосберегающего кредита. Однако в указанном порядке четко не прописано, на какой момент физлицо должно быть получателем субсидии: на момент предоставления кредита, на момент подтверждения целевого его использования либо в течение периода, на который выдан кредит. По логике это должна быть дата подтверждения целевого использования кредитных средств.

Таким образом, для получения повышенного размера компенсации части энергосберегающего кредита в банк необходимо предоставить копию уведомления (справки) о назначении субсидии физлицом-заемщиком или ОСМД, в квартирах которых зарегистрированы физлица — получатели субсидий.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

бухгалтер-эксперт

На информационном портале для сособственников многоквартирных домов Вы найдете больше информации о:

  • выборе формы управления многоквартирным домом;
  • оформлении договорных отношений с поставщиками услуг;
  • получении государственной поддержки на осуществление энергоэффективных мероприятий;
  • создании и организации деятельности ОСМД.