Новый порядок учета плательщиков налогов и сборов

(комментарий к приказу Минфина от 22.04.2014 г. № 462, далее — Приказ № 462)

Вступил в силу 06.06.2014 г.

Порядок учета плательщиков налогов и сборов изложен в новой редакции1. Если рассматривать в целом, большинством норм он повторяет своего предшественника — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588 (далее — Порядок № 1588). Но везде по тексту «органы государственной налоговой службы» заменили на «контролирующие органы», подправили формы документов, некоторые изъяли вообще. Прописали также порядок регистрации налогоплательщиков, зарегистрированных в Крыму, в других регионах Украины.

Однако не обошлось и без более существенных нововведений. Они касаются, в частности:

  • перевода налогоплательщика на обслуживание из одного контролирующего органа в другой;
  • снятия с учета налогоплательщиков в контролирующем органе.

Далее рассмотрим все важные изменения более подробно.

Взятие на учет неприбыльных организаций

Нововведения касаются неприбыльных организаций, которые полностью финансируются из бюджета, обслуживаются централизованными бухгалтериями в части расчетов оплаты труда работников и перечисления в бюджет налогов, сборов и не имеют собственных текущих счетов в финансовых учреждениях.

Раньше такие неприбыльные организации могли не учитываться в налоговых органах (п. 3.13 Порядка № 1588), однако начиная с 06.06.2014 г. они будут включаться в Единый банк данных юридических лиц с признаком «не является налогоплательщиком» без определения даты постановки на учет в качестве налогоплательщика.

Порядок подтверждения централизованной бухгалтерией факта обслуживания неприбыльной организации, уведомления Миндоходов о необходимости такого подтверждения и снятия с учета в контролирующем органе такой организации остался неизменным.

Порядок подачи документов для взятия на учет

Отныне отменено нотариальное удостоверение копий некоторых документов, предоставляемых для взятия на учет в контролирующий орган, а именно копий:

  • правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на недвижимость, которые подают иностранные организации нерезидента, получающие имущественные права на недвижимость или землю в Украине2 (п. 4.4 Порядка № 1588);
  • зарегистрированного соглашения о распределении продукции, предоставляемой инвесторами (операторами) для взятия на учет как налогоплательщика (п. 4.5 Порядка № 1588);
  • договора о совместной деятельности, который предоставляют для взятия его на учет (п. 4.6 Порядка № 1588).

Однако, для постановки на учет договора управления недвижимым имуществом копия такого договора должна быть нотариально удостоверена. Теперь это четко прописано в п. 4.7 Порядка № 1588.

Уплата налогов по неосновному месту учета

В новой редакции Порядка появилась важная норма, в соответствии с которой в контролирующем органе по неосновному месту учета налогоплательщик:

  • уплачивает все налоги и сборы, которые должны уплачиваться на территории административно- территориальной единицы, соответствующей неосновному месту учета;
  • подает налоговые декларации (расчеты, отчеты) и выполняет другие обязанности налогоплательщика, предусмотренные законодательством.

А контролирующий орган (по неосновному месту учета) осуществляет в отношении такого налогоплательщика администрирование налогов, сборов.

Такого предписания не было в предыдущей редакции Порядка № 1588, поэтому контролерам неоднократно приходилось разъяснять данный вопрос (например, см. письмо ГНСУ от 27.04.2012 г. № 13218/С/15-2114, № 12409/7/15-2117 по уплате сбора за специальное использование воды по неосновному месту учета).

Перевод налогоплательщика из одного контролирующего органа в другой

В случае изменения местонахождения юрлица или места проживания физлица-предпринимателя, налогоплательщик должен уведомлять об этом контролирующие органы. А если в результате этого изменяется административно-территориальная единица и контролирующий орган, в котором такой налогоплательщик состоит на учете, — проводится процедура соответственно снятия с учета/взятия на учет такого налогоплательщика в соответствующем органе Миндоходов (пп. 16.1.11, п. 66.3 НКУ).

В целом раздел Х Порядка № 1588, посвященный переводу налогоплательщика на обслуживание из одного контролирующего органа в другой, претерпел значительных изменений, в частности, касательно порядка обмена информацией между контролирующими органами, где налогоплательщик снимается/ставится на учет. Однако налогоплательщикам следует сосредоточится на других изменениях.

Во-первых, по новым правилам, для взятия налогоплательщика на учет контролирующему органу отведено не более месяца после получения документов об изменении местонахождения или местожительства (п. 10.8 Порядка № 1588). Если в течение этого времени контролирующий орган не осуществил взятие на учет по новому местонахождению, в таком случае постановка происходит автоматически в день истечения месячного срока.

В соответствии с действующим ранее п. 10.1.4 Порядка № 1588, срок нахождения налогоплательщика на учете в налоговом органе по предыдущему местонахождению (местожительству) мог быть продлен, в частности, до конца года или до окончания налоговой проверки.

Следует отметить, что решение данного вопроса иногда доходило до суда. Например, решением Окружного админсуда г. Киева по делу № 2а-3962/12/2670 от 08.08.2012 г. признан незаконным пп. 10.1.4 Порядка № 1588 в части продления срока.

Поэтому по новым правилам о продлении не может быть и речи. Налогоплательщика принимают на учет по новому месту учета. Однако согласно п.п. 10.13, 10.14 Порядка № 1588, до окончания года он продолжает уплачивать налоги, сборы и быть на учете в контролирующем органе по предыдущему местонахождению как по неосновному месту учета (с признаком того, что он является налогоплательщиком до окончания  года). А в контролирующем органе по новому местонахождению (основное место учета) — с признаком того, что он является налогоплательщиком со следующего года. Кроме того, он продолжает находиться по неосновному месту учета до завершения про­цедур, установленных п. 10.14 Порядка № 1588.

Во-вторых, в п. 10.3 Порядка № 1588 уточнили, что в случае изменения местонахождения (местожительства) налогоплательщика, подавать контролирующему органу по новому местонахождению заявление по форме № 1-ОПП или по форме № 5-ОПП должны только те налогоплательщики, для которых законом установлены особенности госрегистрации и сведения о которых не содержатся в Едином государственном реестре (например, субъекты независимой профессиональной деятельности).

Ведь информацию о тех субъектах, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре, Госрегистратор передает в органы Миндоходов самостоятельно (абз. 4 ч. 1 ст. 6 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV).

Снятие с учета плательщиков налогов и сборов

В разделе ХІ Порядка № 1588 прописали, что юрлица и физлица-предприниматели, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре, не должны уведомлять орган Миндоходов по основному месту учета о своей ликвидации или реорганизации.

Контролирующие органы получают данную информацию от государственных регистраторов.

Следует отметить, что потребность в таком информировании исчезла еще в конце 2012 года с принятием Закона № 48393 (которым урегулирован обмен информацией между Госрегистратором и Миндоходов). Однако до 06.06.2014 г. пп.пп. 11.1.1, 11.12.1 предыдущей редакции Порядка № 1588 предусматривалось, что юрлица и физлица-предприниматели, сведения о которых содержатся в реестре, могли по желанию уведомлять орган Миндоходов о своей ликвидации. Сейчас данную норму убрали.

Касательно прочих изменений, во-первых, в новом Порядке прописали, что форма № 22-ОПП (Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов) «не может использоваться в случаях, предусмотренных другими нормативно-правовыми актами, кроме определенных в Законе4 и нормативно-правовых актах, принятых в соответствии с Законом». То есть применять справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов по форме № 22-ОПП разрешено только в тех случаях, когда предоставление такого документа четко регламентировано Законом о госрегистрации.

Во-вторых, в перечень обстоятельств для опровержения осуществления государственной регистрации прекращения налогоплательщика (п. 11.27 Порядка № 1588):

  • добавили наличие непогашенных займов, привлеченных государством (АР Крым или территориальным обществом города) или под государственную (местную) гарантию;
  • убрали другие возражения в соответствии с законодательством в пределах полномочий органов государственной налоговой службы, ограничив перечень таких обстоятельств только теми, которые указаны в п. 11.27 Порядка № 1588.

Регистрация в АР Крым

Разработчики нового Порядка не могли обойти стороной ситуации с предпринимательской деятельностью, зарегистрированной в Крыму. В результате чего в п. 2 Приказа № 462 отметили, что в случае изменения местонахождения/места жительства налогоплательщиков с территории АР Крым и г. Севастополя на другие области Украины или город Киев, их возьмут на учет как по основному месту учета не позднее следующего рабочего дня со дня получения сведений из Единого государственного реестра и заявлений от налогоплательщиков (формы № 1-ОПП или формы № 5-ОПП).

Касательно тех налогоплательщиков, которые сменили место нахождения/местожительства до вступления в силу комментируемого приказа и которые не были взяты на учет по новому местонахождению (местожительству), контролирующие органы должны это сделать в течение 2 дней после вступления в силу Приказа № 462.

Однако открытым остается вопрос возможности постановки на учет налогоплательщиков, зарегистрированных в Крыму (как по основному месту учета), в других областях Украины, как по неосновному месту учета. Ведь, например, не все крымчане-предприниматели могут сменить место жительства и зарегистрироваться5  в других областях Украины для осуществления своей предпринимательской деятельности.

Для постановки на учет налогоплательщиков по неосновному месту учета существует отдельная процедура, предусматривающая обмен информацией между налоговыми органами по основному и неосновному месту учета. Возможен ли такой обмен, а, как следствие, и постановка на учет налогоплательщиков, зарегистрированных в АР Крым, по неосновному месту учета в другом регионе — вопрос пока без ответа.

Для справки: распоряжением КМУ от 04.06.2014 г. № 535-р Крымская и Севастопольская таможни реорганизованы путем их присоединения к Херсонской таможне Министерства доходов и сборов. Возможно, такая реорганизация произойдет и с налоговыми органами. При таких условиях постановка по основному месту учета станет вполне возможной.

Изменения в формах документов (бланков)

Учитывая то, что приложения к Порядку № 1588 являются его неотъемлемой частью, на практике рекомендуем использовать именно приложения в новой редакции, утвержденные Приказом № 462.

Самые интересные новшества касаются формы № 20-ОПП. Всем известно, что если у налогоплательщика происходит регистрация, создание или открытие объекта налогообложения на территории административно-территориальной единицы, где он не состоит на учете, такой налогоплательщик обязан стать на учет по неосновному месту учета в контролирующем органе по местонахождению такого объекта.

Ранее для этого в течение 10 рабочих дней после их регистрации нужно было подать форму № 20-ОПП в контролирующий орган по местонахождению такого объекта (п. 8.4 Порядка № 1588 предыдущей редакции). По новым правилам, форму подают по основному месту учета налогоплательщика, а в случае изменения сведений об объекте налогообложения (изменение типа, наименования, местонахождения и т.д.), в форме № 20-ОПП рядом с реквизитом, который изменился, отмечается в скобках его предыдущее значение (п. 8.5 Порядка № 1588).

Также в Форме № 20-ОПП появился новый признак предоставления информации «5» — «Надання інформації про зміну права». Поэтому в случае изменения сведений об объекте налогообложения с признаком «5» в соответствующей графе таблицы формы № 20-ОПП нужно указать один из видов права на объект:

  • право собственности;
  • право владения;
  • право пользования (сервитут, эмфитевзис, суперфиций);
  • право хозяйственного ведения;
  • право оперативного управления;
  • право постоянного пользования;
  • право долгосрочного пользования или аренды; право краткосрочного пользования, аренды или найма; ипотека; доверительное управление имуществом.

Изменились и некоторые другие приложения. Так, в связи с изменениями в порядке перевода налогоплательщика из одного контролирующего органа в другой (в части уплаты налогов), о которых говорится выше, несколько изменилась и форма № 11-ОПП. Отныне в ее разделе II контролирующий орган по предыдущему местонахождению (местожительству) налогоплательщика отмечает, на какой период продлевается администрирование налогов, сборов: окончания бюджетного периода, документальной проверки и т.п.

Формы № 27-ОПП и № 23-ОП привели в соответствие с обновленным пп. 5 п. 11.27 Порядка № 1588, добавив обстоятельство опровержений осуществления госрегистрации прекращения юрлица или физлица-предпринимателя — «наличие непогашенных займов, привлеченных государством (Автономной Республикой Крым или территориальным обществом места) или под государственную (местную) гарантию».

Некоторые приложения вообще исключили, а именно:

  • форма № 17-ОПП «Уведомление о взятии на учет, создании, внесении изменений в сведения, закрытии обособленного подразделения налогоплательщика»;
  • форма № 1-ВПП «корешок уведомления о включении/невключении в Реестр крупных налогоплательщиков»;
  • форма № 2-ВПП «корешок уведомления об изменении основного места учета и переводе на учет в специализированный или другой орган государственной налоговой службы».

Вот это и все основные изменения. В заключение, желаем вам регистрировать свой бизнес осведомленными, делать все легко и без проблем.

Евгений ПАНЧИШИН,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

1 Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 22.04.2014 г. № 462.

2 Речь идет о получении иностранной компанией или организацией либо дипломатической миссией имущественных прав на недвижимость или землю в Украине, подлежащих налогообложению, если способ и цели получения данного имущества не требуют создания такой компанией (организацией) обособленного подразделения или постоянного представительства нерезидента в Украине.

3 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно взятия на учет юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 24.05.2012 г. № 4839-VI.

4 Речь идет о Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон о госрегистрации).

5 Граждане Украины обязаны в течение 10 дней после прибытия на новое место жительства зарегистрировать местожительства. Для этого проставляется соответствующая отметка в паспорте (см. подкатегорию 119.13 «ЗІР»). Без соответствующей отметки в паспорте (прописки) физлицо не зарегистрируют по основному месту учета.