Ремонтируем арендованное основное средство во второй раз: как отразить в учете

Предприятие получило в оперативную аренду автомобиль, который использует директор для служебных поездок. В прошлом году провели его ремонт, был создан условный объект группы 5 «ремонт арендованного автомобиля» на сумму, не вписавшуюся в 10% лимит.
Сейчас во второй раз проводим ремонт данного авто. Как отразить в учете повторный ремонт, который не попал в 10% лимит: создавать еще один условный объект или увеличивать стоимость уже существующего условного объекта группы 5?

ОТВЕТ: Считаем, сумма повторного ремонта арендованного автомобиля, которая не вписывается в 10% лимит, увеличивает стоимость уже существующего условного объекта «ремонт арендованного автомобиля». Объясним.

Правила налогового учета ремонта арендованных основных средств регулируют п.п. 146.12 и 146.19 НКУ.

Так, расходы на ремонт арендованного объекта, не превышающие 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, попадают в расходы (п. 146.12 НКУ).

В случае если договор оперативной аренды (лизинга) обязывает или разрешает арендатору осуществлять ремонты и/или улучшения объекта оперативной аренды (лизинга), сверхлимитная сумма ремонтов и/или улучшений амортизируется арендатором как отдельный объект в порядке, установленном для группы основных средств, к которой относится объект оперативной аренды (лизинга), который ремонтируется и/или улучшается (п. 146.19 НКУ).

Поэтому при первом ремонте арендованного автомобиля сумма, которая вписалась в 10% лимит, увеличила расходы, сверхлимитная — образовала отдельный объект группы 5 «Транспортные средства». Такой отдельный условный объект амортизируется аналогично как и любой другой объект группы 5. То есть на него устанавливается срок полезного использования, учитывая критерии его определения из пп. 145.1.3 НКУ, в частности, принимая во внимание и срок аренды. Конечно же, такой срок полезного использования должен быть не менее допустимого из п. 145.1 НКУ (пп. 145.1.2 НКУ). Для группы 5 минимально допустимый срок полезного использования — 5 лет.

При последующих ремонтах сумма расходов, которая вписывается в 10% лимит, снова попадает в расходы. Сверхлимитная же сумма расходов по п. 146.19 НКУ «амортизируется арендатором как отдельный объект» группы 5. Вместе с тем НКУ прямо не прописывает: амортизируют как еще один отдельный объект с уже установленным для него сроком полезного использования или увеличивают первоначальную стоимость уже существующего. Считаем, не логично каждый раз создавать отдельные объекты на сверхлимитные суммы ремонта одного и того же арендованного автомобиля. Проводя аналогию с п. 146.11 НКУ, прописанным для учета сверхлимитных ремонтных расходов собственных основных средств, можно сделать вывод, что такой сверхлимитный ремонт арендованного объекта должен увеличивать первоначальную стоимость уже существующего условного объекта, образовавшегося от предыдущих его ремонтов.

Поэтому со следующего месяца после проведения ремонта сумма амортизации уже будет рассчитываться исходя из увеличенной первоначальной стоимости условного объекта «ремонт арендованного автомобиля».

В Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, форма которой утверждена приказом Минфина от 28.09.2011 г. № 1213, расходы на ремонт арендованного автомобиля, задействованного в админцелях, в пределах 10% лимита отражаются в строке 06.1 «Административные расходы» и в Таблице 2 приложения АМ.

Амортизация условного объекта «ремонт арендованного автомобиля», связанного с админцелями, будет попадать в административные расходы — в строку 06.2 и в таблицу 1 приложения АМ.

Подход Миндоходовцев. Специалисты органов Доходов и сборов придерживаются аналогичного подхода: «в случае создания в налоговом учете арендатора объекта «Расходы на ремонт объекта оперативной аренды...» в составе группы 5 «Транспортные средства» после проведения первого ремонта автомобиля, все последующие капитализированные расходы, понесенные арендатором в связи с ремонтом такого автомобиля, должны увеличивать стоимость уже созданного объекта группы 5» (по материалам онлайн-конференции, проведенной «Интерактивной бухгалтерией» с Бондаренко Вадимом Вячеславовичем, начальником Главного управления Миндоходов в Донецкой области). От себя добавим, что под «капитализированными расходами» здесь понимаются суммы, которые не вписались в 10% лимит (то есть сверхлимитные ремонты).

Пример

ООО «Сова» арендует автомобиль, используемый в админцелях. Провели ремонт на сумму 2400 грн (в т.ч. НДС — 400 грн). В пределах 10% лимита к расходам отнесли 800 грн, на сверхлимитную сумму (1200 грн) создали отдельный объект группы 5 «Ремонт арендованного автомобиля». Используем прямолинейный метод амортизации для объектов группы 5. Установлен срок полезного использования такого объекта — 5 лет.

Спустя три месяца снова проводим ремонт данного авто на сумму 3600 грн (в т.ч. НДС — 600 грн). 10% лимит исчерпан. На сверхлимитную сумму увеличена первоначальная стоимость уже существующего условного объекта.

Изобразим учет в таблице.

Таблица

Учет ремонта арендованного автомобиля

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет

Дт

Кт

Доходы

Расходы

1

Проведен ремонт арендованного автомобиля*

92

685

2000,00

800,00**

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

685

400,00

3

Оплачена стоимость ремонта

685

311

2400,00

4

Отражена сумма амортизации за месяц

(1200 грн : 5 лет : 12 месяцев)

20,00

5

Проведен ремонт арендованного автомобиля*

92

685

3000,00

***

6

Отражен налоговый кредит по НДС

641

685

600,00

7

Оплачена стоимость ремонта

685

311

3600,00

8

Отражена сумма амортизации за месяц

((1200 грн - (20 грн х 3 месяца) + 3000 грн) :
57 месяцев

72,63

* В бухгалтерском учете отражены расходы в составе расходов текущего периода, поскольку предприятие не предусматривает получения роста первоначально ожидаемых выгод от объекта аренды (по п. 18 П(С)БУ 16 «Расходы» и П(С)БУ 14 «Аренда»). В случае проведения улучшений арендованного объекта, приводящих к росту экономвыгод, в бухгалтерском учете на стоимость таких улучшений был бы создан объект прочих необоротных активов — а именно отражен по дебету субсчета 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных aктивов», а после завершения ремонта Дт 117 «Прочие необоротные материальные активы» Кт 153 (п. 8 П(С)БУ 14).

** К расходам отнесена сумма расходов на ремонт арендованного объекта основных средств в пределах 10% лимита — 800 грн. Сверхлимитная сумма — 1200 грн — образовала отдельный объект основных средств группы 5.

*** Поскольку 10-процентный расходный лимит исчерпан, вся стоимость ремонта увеличит первоначальную стоимость условного объекта «ремонт арендованного автомобиля».

Галина МОРОЗОВСКАЯ,

ведущий бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»