Можно ли приобрести материалы с оплатой с личной инвалютной карточки

(письмо НБУ от 30.09.2013 г. № 27-011/15268)

Суть запроса: Руководитель предприятия с личной платежной инвалютной карточки оплачивает в Украине приобретение материалов для нужд предприятия. Разрешается ли такая операция и в какой валюте предоставлять авансовый отчет?

Позиция Нацбанка. Несмотря на то, что вопрос касается использования инвалютной карточки для расчетов в Украине, НБУ процитировал несколько положений нормативно-правовых актов, касающихся командировок. После этого он указал, что нужно соблюдать требования Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492 (далее — Инструкция № 492), в частности, ее главы 8.

Позиция редакции. В гл. 8 Инструкции № 492 содержатся ограничения по использованию средств с текущих счетов юрлиц и физлиц-предпринимателей.

Для физлиц существует только запрет использовать средства с текущего счета физлиц с помощью электронного платежного средства для осуществления иностранных инвестиций в Украину и инвестиций резидентов за ее пределы (п. 8.4 Инструкции № 492).

В описанной ситуации следует рассмотреть два аспекта.

Первый: осуществление физлицом расчетов за материалы с использованием инвалютной платежной карточки. Правомерна ли такая операция?

Согласно п. 1 ст. 3 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.1993 г. № 15-93 (далее — Декрет № 15-93), валюта Украины является единственным законным средством платежа на территории Украины, который принимается без ограничений для оплаты любых требований и обязательств. Это означает, что обязательство должно быть выражено в денежной единице Украины — гривне. Итак, нормативно-правовые акты не содержат запрета на выражение денежного обязательства в иностранной валюте (письмо Высшего хозяйственного суда от 27.11.2001 г. № 01-8/1289). Подробнее — в материале «Расчеты на территории Украины в иностранной валюте: тонкие грани дозволенного».

Однако использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа требует индивидуальной лицензии Национального банка Украины (пп. «г» п. 4 ст. 5 Декрета № 15-93). Налоговики в ЕБНЗ (подкатегория 114.02) также отмечают: «осуществление на территории Украины расчетов между резидентами в иностранной валюте в качестве средства платежа требует индивидуальной лицензии Национального банка Украины».

Обратите внимание!

Осуществление резидентами операций с валютными ценностями, требующих получения лицензии Нацбанка, без получения указанной лицензии влечет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной сумме указанных валютных ценностей, пересчитанной в валюту Украины по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленным Нацбанком на день осуществления таких операций (п. 2.2 Положения о валютном контроле, утвержденного постановлением Правления Нацбанка от 08.02.2000 г. № 49).

Однако в случае применения для расчетов инвалютной платежной карточки расчет происходит в гривне. На это указывают п.п. 5.15 и 9.3 Положения об осуществлении операций с использованием специальных платежных средств, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.04.2010 г. № 223. Поэтому в описанной ситуации индивидуальная лицензия не нужна и вышеупомянутого штрафа не будет.

Таким образом, оплачивать материалы личной инвалютной платежной карточкой — право физлица, но это невыгодный вариант, поскольку придется уплачивать комиссию за конвертацию валюты.

Второй аспект — возмещение расходов на приобретение материалов и документальное их подтверждение.

Если директор приобрел материалы, необходимые для хоздеятельности предприятия, он может составить авансовый отчет и ему возместят потраченные средства. Вместе с тем при оплате товара личной платежной валютной карточкой сначала происходит конвертация валюты (то есть перевод ее в гривню), а потом уже проходит безналичная оплата товара за гривню. Поэтому авансовый отчет директор должен составить в гривне. Здесь следует учесть следующие нюансы:

  • вопросы возмещения расходов, понесенных работником при приобретении товаров для предприятия, регулируются Гражданским кодексом Украины (далее — ГКУ). Это прозвучало в ЕБНЗ (подкатегория 109.14) и в письмах Минфина от 12.10.2010 г. № 31-26030-12-29/27606 и от 28.08.2007 г. № 31-34000-10-25/17266, в письмах НБУ от 01.09.2006 г. № 11-113/3225-9206 и от 13.04.2005 г. № 11-113/1227-3746. Подробнее об этом — в материале «Работник потратил собственные средства на цели предприятия: когда предоставлять авансовый отчет»;
  • директор должен к авансовому отчету предоставить расчетный документ (например, фискальный кассовый чек), подтверждающий факт проведения расчетной операции. Поскольку он потратил собственные средства (а не выданные под отчет), то документ, подтверждающий проведение операции с использованием платежной карточки, не нужен;
  • относительно срока предоставления авансового отчета налоговики в ЕБНЗ (подкатегория 109.14) отмечают: «в случае несвоевременного представления Отчета при приобретении за собственные средства товаров для нужд предприятия (использовании собственных средств в командировке), финансовые санкции не применяются»;
  • у предприятия нет оснований возмещать суммы, потраченные на конвертацию валюты, поскольку расчеты проводились в гривне.

Следовательно, законодательство не запрещает физлицу использовать для расчетов за товар личную инвалютную платежную карточку. Но если товар приобретен для предприятия, для возмещения расходов следует составить авансовый отчет и приложить подтверждающий расчетный документ. В таком случае у предприятия нет оснований возмещать комиссионные расходы, связанные с конвертацией валюты.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

шеф-редактор
газеты «Интерактивная бухгалтерия»