(комментарий к постановлению КМУ от 21.08.2013 г. № 683 (далее — Постановление № 683) и Порядку выдачи, обращения, учета финансовых казначейских векселей, выданных как электронный документ, и уплаты по ним, утвержденного таким постановлением, далее — Порядок обращения векселей)

Вступило в силу 21.09.2013 г.

Появление Постановления № 683 становится отправной точкой для того, чтобы уже к концу 2013 г. перевести все долги госбюджета в ценные бумаги, эмитированные Казначейством, — финансовые казначейские векселя (далее — векселя). Воспользоваться ими предложили наряду с плательщиками НДС, перед которыми задолжало государство, также и распорядителям (получателям) бюджетных средств, которые задолжали перед своими кредиторами. Проанализируем, как будет работать такой механизм.

Выдача казначейских векселей для погашения бюджетной задолженности

Несмотря на то, что еще в прошлом году ч. 6 ст. 45 БКУ исключала любые неденежные формы расчетов с бюджетом, законодатели в этом году решили по-другому. Как следствие, в ст. 22 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» от 06.12.2012 г. № 5515-VI прописали еще одну форму расчетов по долгам госбюджета: выдавать кредиторам векселя. Выясним, какую бюджетную задолженность и каким образом будут погашать путем выпуска векселей.

Какую бюджетную задолженность будут погашать векселями

Векселями, которыми будут выдавать органы Казначейства, реструктуризируют фактическую бюджетную задолженность, образовавшуюся на 1 января 2013 г., учитывая объемы ее погашения по расходам на протяжении 2013 г. (далее — фактическая бюджетная задолженность) в части (пп. 1 п. 1 Постановления № 683):

1) бюджетной кредиторской задолженности распорядителей бюджетных средств;

2) задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которые производились, транспортировались и поставлялись населению, которая образовалась в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или органами местного самоуправления (далее — задолженность в разнице тарифах)1;

1 Порядок погашения задолженности по разнице в тарифах за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам выписаны Порядком и условиями предоставления в 2013 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, которые производились, транспортировались и поставлялись населению, возникшей в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или местного самоуправления, утвержденном постановлением КМУ от 20.03.2013 г. № 167 (далее — Порядок № 167).

3) бюджетных обязательств получателей бюджетных средств.

К тому же, исходя из норм Постановления № 683, с помощью векселей будут погашать бюджетную кредиторку только госбюджета. Местные же бюджеты вексельные расчеты обошли.

Какие объемы кредиторской задолженности проинвентаризируют

Чтобы оценить объем фактической бюджетной задолженности, которую будут реструктуризировать путем выпуска векселей, распорядителям (получателям) бюджетных средств и органами Казначейства поручено провести ее инвентаризацию по состоянию на 1 августа 2013 г.

Инвентаризация и реструктуризация кредиторки распорядителей (получателей) бюджетных средств

Распорядители (получатели) бюджетных средств инвентаризируют и отчитываются в орган Казначейства только о той фактической бюджетной задолженности, объем которой составляет свыше 500 тыс. грн.

Согласно п. 7 Порядка осуществления выдачи, обращения, учета и уплаты финансовых казначейских векселей, выданных как электронный документ, органами Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Госказначейслужбы от 20.09.2013 г. № 138 (далее — Порядок № 138), сумма фактической бюджетной кредиторской задолженности распорядителей бюджетных средств, подлежащая реструктуризации, не должна превышать сумму бюджетной кредиторской задолженности, указанной в Отчете о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д), которая сложилась на 1 января 2013 года и осталась непогашенной на 1 августа 2013 года.

У получателей бюджетных средств реструктуризации подлежит сумма фактических обязательств получателей бюджетных средств, зарегистрированных в Казначействе в 2012 г., которые остались непогашенными.

Судя по форме информации, которую будут подавать распорядители (получатели) бюджетных средств в орган Казначейства по результатам инвентаризации (приложение 4 к Постановлению № 683), данные будут формировать, в частности, в разрезе КПКРК, КЭКР с указанием суммы кредиторки и количества кредиторов. Поэтому уже на данном этапе распорядитель (получатель) бюджетных средств должен определится, с какими кредиторами ему придется рассчитываться векселями.

Инвентаризация и реструктуризация задолженности в разнице в тарифах

Задолженность по разнице в тарифах будут инвентаризировать Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская горгосадминистрации путем подачи Минфину сводных реестров задолженности по разнице в тарифах по видам услуг. Именно последние являются распорядителями бюджетных средств по субвенции из госбюджета местным бюджетам на погашение задолженности по разнице в тарифах в соответствии с Порядком № 167.

В сводный реестр включат задолженности в разнице в тарифах, объем которой составляет более 10 тыс. грн, но только при условии, что субъекты хозяйствования направят полученные в счет нее векселя в счет погашения такой задолженности, на оплату потребленного природного газа и с целью залога при получении в банках кредита для погашения задолженности за потребленные энергоносители. Поэтому именно данный объем задолженности по разнице в тарифах и будет подлежать реструктуризации путем выпуска векселей.

В случае погашения задолженности в разнице в тарифах с помощью векселя не обойтись без согласия кредитора или банка. Ведь сводный реестр задолженности по разнице в тарифах в разрезе субъектов по тепло-, водоснабжению и водоотводу, подлежащей реструктуризации (приложение 7 к Постановлению № 683), должен содержать, в частности, реквизиты документа, подтверждающего данное согласие.

Кто будет получать векселя для погашения бюджетной задолженности

Получить вексель можно будет по предоставленному в орган Казначейства заявлению. Распорядители (получатели) бюджетных средств заявление о получении векселей для погашения фактической бюджетной задолженности по форме из приложения 5 к Постановлению № 683 будут подавать ежемесячно до 20 числа (пп. 2 п. 4 Постановления № 683). Предварительно такое заявление необходимо будет согласовать с главным распорядителем бюджетных средств.

Заглянув в реквизиты указанного заявления, можем констатировать тот факт, что распорядители (получатели) бюджетных средств будут получать отдельно вексель на объем задолженности перед каждым из заявленных ими по результатам инвентаризации кредиторов.

Перед тем как получить вексель, Казначейство Украины и Главные управления Казначейства заключат с распорядителями (получателями) бюджетных средств договоры об участии в системе электронного обращения векселей (п. 6 Порядка № 138).

Обращение векселей будет осуществляться с помощью системы электронного обращения, операторами которого наряду с банками, будут и органы Казначейства. Поэтому все операции по возникновению, отчуждению и прекращению прав по векселям будут отображаться в данной электронной системе.

Как использовать векселя

Получатели бюджетных средств смогут использовать векселя для:

  • погашения кредиторской задолженности с согласия соответствующих кредиторов (расчеты будут осуществляться по суммам, указанным в векселе);
  • продажи юрлицам или осуществления операций учета в банках;
  • залога с целью обеспечения выполнения обязательств.

При этом распорядителям бюджетных средств госбюджета смогут с помощью векселей только погашать фактическую кредиторскую задолженность перед кредиторами.

Обратите внимание!

Условие относительно проведения расчетов с применением векселей обязательно должно быть указано в договоре (ч. 3 ст. 4 Закона Украины «Об обращении векселей в Украине» от 05.04.2001 г. № 2374-III). Поэтому, чтобы рассчитаться по задолженности перед кредиторами, распорядителям (получателям) бюджетных средств, придется вносить изменения в договоры, по которым расчеты будут проводиться в дальнейшем с помощью векселей.

Однако, непонятно, какие аргументы будут подбирать распорядители (получатели) бюджетных средств, чтобы убедить кредиторов получить вместо живых денег, вексель.

Каким образом погашать бюджетную задолженность векселями

Погашать выданные Казначейством векселя будут начиная с 2014 года за счет денежных средств, предусмотренных в госбюджете по соответствующей бюджетной программе (п. 40 Порядка № 138).

Для этого органы Казначейства откроют для распорядителей (получателей) бюджетных средств соответствующий объем ассигнований, а последние на указанную сумму будут вносить изменения в свои сметы (планы использования бюджетных средств).

Фактическую бюджетную задолженность поделят на равные части и на каждую из которых будут выдадут отдельный вексель со сроком платежа один, два, три, четыре и пять лет.

При определении срока платежа по векселю оговаривается, что он оплачивается по предъявлении, но не ранее чем через один, два, три, четыре, пять лет после его выдачи и не позднее последнего дня соответствующего календарного года, в котором вексель предоставляется к платежу.

Вексельное возмещение НДС

Появления кабминовского порядка выдачи финансовых векселей в счет возмещения НДС плательщики данного налога ждали еще с начала 2013 г. (Закон Украины от 06.12.2012 г. № 5515-VI). Летом законодатели еще раз «подогрели» интерес к теме финансовых казначейских векселей, переделав основы вексельного возмещения (Закон Украины от 04.07.2013 г. № 407-VII). Однако же тогда за общими фразами невозможно было разглядеть детали — дорисовать картину поручили Кабмину. Так какими же красками он воспользовался, и что у него получилось, мы расскажем далее.

Итак, сначала напомним уже известную информацию: вместо возмещения плательщику НДС предлагают взять финансовые казначейские векселя. Всю сумму возмещения при этом делят на 5 равных частей, которую будут погашать в течение следующих пяти лет (через год, через два и т.д.). Вознаградят желающих доходом по ставке 5% годовых.

Какое возмещение НДС заменят финансовыми казначейскими векселями

Статья 22 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» от 06.12.2012 г. № 5515-VI не дает четкого ответа на вопрос: погашать ли задолженность по возмещению НДС, сложившуюся на 01.01.2013 г.? Ведь право определить виды расходов бюджета предоставлено Кабмину. Учитывая формулировки в пп. 1 п. 1 Постановления № 683, приходим к выводу: по данной норме не будут превращать в финансовые казначейские векселя задолженность по возмещению НДС, которая образовалась на 01.01.2013 г. В частности, по нашему мнению, такие долги не следует понимать под фразой «бюджетная задолженность распорядителей бюджетных средств».

Зато пп. 2 п. 1 Постановления № 683 оказался почти всеобъемлющим. В нем говорится: получить заявленное и подтвержденное проверкой возмещение НДС из бюджета финансовыми казначейскими векселями смогут те, у кого сумма возмещения — не менее 500 тыс. грн.

Таким образом, с одной стороны, если проверяющие еще не убедились в праве на возмещение или же его сумма небольшая — о преимуществах такого способа получения возмещения плательщику НДС не будут рассказывать. С другой стороны — чиновники не уточняют, что речь идет о сумме возмещения по декларации за какой-то определенный период (например, за июль или август). Да и дальнейшее поручение Миндоходов (см. пп. 1 п. 3 Постановления № 683) провести инвентаризацию сумм НДС, заявленных к возмещению и невозмещенных «на отчетную дату налогоплательщикам по состоянию на 1 августа 2013 г.» охватывает весь массив большого (общей суммой по каждому плательщику от 500 тыс. грн) возмещения НДС, которое налогоплательщики не получили по каким-либо основаниям: или вследствие неуплаты возмещения государством, или из-за отсутствия текущих обязательств у плательщика НДС.

Теперь небольшое отступление. Плательщикам НДС известно, что есть два классических пути получения бюджетного возмещения: погашать им будущие налоговые обязательства (строка 23.2 декларации) или получать на счет в банке (строка 23.1). Постановление № 683 не различает этих двух видов, а говорит вообще о реструктуризации (читай — «овекселирование») «сумм НДС, заявленных к возмещению и подтвержденных по результатам проверки, но не возмещенных на отчетную дату налогоплательщику». Таким образом, по нашему мнению, плательщика НДС могут попытаться лишить всего возмещения, предложив вместо него ценную бумагу.

Однако если уже в следующем отчетном периоде в декларации окажется налог к уплате (строка 25.1 декларации), погашать его придется из собственного кармана. Ведь воспользоваться финансовым казначейским векселем можно будет только с наступлением срока его погашения (п. 16 Порядка учета векселей).

Кроме того, с обращением векселей связан еще один подводный камень. Если решите его продать, то, кроме возможного дисконта, владелец будет иметь еще одну потерю. Продажа ценных бумаг за денежные средства не является объектом обложения НДС согласно пп. 196.1.1 НКУ. Значит, с одной стороны, начислять обязательства при продаже не нужно, а с другой — данная поставка повлечет необходимость распределения налогового кредита согласно ст. 199 НКУ по общехозяйственным расходам. Помимо сложных расчетов, это означает, что часть входного налога так и не дойдет до налогового кредита.

Если нет желания переводить бюджетное возмещение в финвексели

Нарисованная выше картина не учитывает формальных препятствий и шероховатостей. Они пригодятся тем плательщикам НДС, которые решатся отказаться от предложенных ценных бумаг.

Во-первых, чтобы получить финвексель на сумму возмещения НДС, плательщик должен добровольно подать заявление. Поэтому каждый должен решить, хочет ли он сделать этот шаг. Конечно, при этом налоговики будут проводить разъяснительную работу «относительно возможности возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость путем выдачи финансовых казначейских векселей при условии представления ими заявления об избрании данного способа возмещения» (пп. 2 п. 3 Постановления № 683). То есть вас не оставят в покое наедине с мыслями...

Во-вторых, под вопросом остается выдача векселей в счет уже заявленных к возмещению сумм НДС. Ведь выбор способа возмещения плательщик НДС должен сделать при подаче декларации. И налоговики даже сейчас против изменения направления возмещения (подкатегория 101.18.01 ЕБНЗ). Поэтому плательщик НДС не может захотеть получить бюджетное возмещение «по-другому», то есть ценными бумагами, если ранее он решил направить его в погашение будущих обязательств или на счет. И даже если поставить знак равенства между возмещением на счет и вексельным возмещением, настаивая, что это один и тот же вид возмещения1, все равно возмещение в счет будущих обязательств стоит отдельно. И никто не вправе изменить его направление на вексельное. Даже сам плательщик НДС...

1 Данное трактование содержит п. 19 подраздела 10 р. ХХ НКУ: «Выдача финансового казначейского векселя приравнивается к выдаче налогоплательщику суммы бюджетного возмещения путем перечисления денежных средств с бюджетного счета на счет налогоплательщика».

Когда заработает механизм перевода возмещения НДС в вексели

Запустить маховик вексельного возмещения должно появление на свет еще одного решения КМУ, в котором должны установить предельную сумму возмещения НДС, на которую будут оформлять финансовые казначейские векселя.

В течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения Миндоходов должно сформировать реестры тех, кто «хочет и может» получить векселя. А для этого у контролеров уже должны «лежать на столе» заявления о соответствующем способе возмещения, подписанные плательщиками НДС, в которых по состоянию на 01.08.2013 г. сумма неполученного возмещения перевалила за 500 тыс. грн.

Но это будет только первая волна распространения векселей. В дальнейшем каждый месяц (до 10-го числа) Миндоходов будет формировать новые списки плательщиков НДС, которые претендуют на получение финансовых казначейских векселей в счет возмещения НДС.

В последнюю волну попадут, вероятно, суммы возмещения, которые будут зафиксированы в декларациях, которые поступят до 01.11.2013 г. (то есть за сентябрь 2013 г. — срок подачи — не позднее 20.10.2013 г.). К такому выводу подталкивает абз. 4 пп. 1 п. 3 Постановления № 683.

Дальнейшее развитие событий:

  • на следующий день после формирования реестра Миндоходов, такой реестр должно получить Госказначейство;
  • в течение 5 рабочих дней с даты формирования реестра местные налоговики должны предоставить местным органам Госказначейства заключения о суммах возмещения НДС;
  • в течение 10 рабочих дней местные налоговики должны предоставить плательщику НДС извлечение из реестра с указанием суммы возмещения из бюджета НДС путем выдачи финансовых казначейских векселей.

И самый важный вопрос: когда же плательщик НДС получит финвексель? Четкого ответа на него не содержат ни Постановление № 683, ни Порядок учета векселей. А в п. 16 Порядка № 138 только расплывчато повествуют: «На основании документов... и информации, полученной от управлений (отделений) Казначейства, структурные подразделения бюджетных поступлений Главных управлений Казначейства осуществляют выдачу финансовых казначейских векселей для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость налогоплательщикам». Поэтому в нормативно-правовых актах нет никакой конкретики о сроках выдачи векселей. Разве что существует «самый-самый» предельный срок — предоставить их должны до 01.01.2014 г. (пп. 4 п. 6 Постановления № 683).

Денис ПЕТРИГА,

ведущий бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Николай КИРИЛЬЧУК,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»