Интернет-магазин: организация деятельности и расчетов для частных предпринимателей

Сегодня все больше субъектов хозяйствования осуществляет свою деятельность через всемирную сеть Интернет. Интернет-магазины — уже не в диковинку для наших просторов. Это и быстро, и экономно. Ежегодно армия интернет-пользователей количественно увеличивается и дает толчок для роста продаж. В материале мы расскажем об интернет-магазине частных предпринимателей, а именно об организационных аспектах, налоговых премудростях и расчетных заморочках

Больших усилий для открытия интернет-магазина прилагать не требуется. Ведь сейчас существует множество сайтов, предлагающих за умеренную плату выставить на их ресурсе ваши товары или услуги для всенародного обозрения и, соответственно, продажи. Можно, конечно, разработать собственный сайт. Правда, это уже обойдется дороже, но и выглядеть будет престижнее.

Больше всего усложняет жизнь интернет-торговцам доставка товаров покупателю. Ведь это организация работы собственных (или нанятых) курьеров для доставки товаров как по городу осуществления деятельности, так и по всей территории Украины (если такая услуга предоставляется). Это, наверное, самый важный оргмомент в интернет-торговле.

Денежные средства за товар и плату за услуги доставки (если такая оплата установлена​​) предприниматели вправе получить безналично на счет или наличными в кассе, или через своего представителя (курьера). Здесь все зависит от предпочтений предпринимателя.

Далее в нескольких словах расскажем о налоговых аспектах онлайн-торговли.

Налоговый учет у предпринимателя на едином налоге

Анализируя п. 291.4 Налогового кодекса Украины (далееНКУ), приходим к выводу, что предприниматели-единщики 1 группы, в принципе, не смогут осуществлять торговлю через интернет-магазин.

Напомним!

К 1 группе плательщиков единого налога относятся физлица-предприниматели, которые:

  •  не используют труд наемных лиц (поэтому привлечь работников-курьеров для доставки товара клиентам на условиях трудового договора не удастся);
  • осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляют хоздеятельность по предоставлению бытовых услуг населению;
  • получают доход, который в течение календарного года не превышает 150000 грн.

Поэтому единщики 1 группы вправе реализировать товары только с торговых мест на рынках, а значит, ни о какой доставке товаров клиенту или выдаче с офиса (склада) не может быть и речи. А предложение приехать и получить товар на рынке оттолкнет многих покупателей.

Остальные предприниматели на едином налоге 2, 3 и 5 групп беспроблемно могут заниматься интернет-торговлей, конечно, с учетом ограничений ст. 291 НКУ.

Дополнительно следует напомнить, что доходом для предпринимателей-единщиков является доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной). Датой получения такого дохода является дата поступления денежных средств (п.п. 292.1, 292.6 НКУ). Расходы единщиков не участвуют в расчете объекта налогообложения.

Заметим!

Предприниматели-единщики должны вести учет доходов (некоторые категории учет расходов) в Книге учета1. При этом дополнительно заводить Книгу учета для работников (курьеров), получающих денежные средства за реализованный товар, не нужно, ведь такое требование не прописано в НКУ.

Дополнительно отметим, что предприниматели — плательщики единого налога освобождаются от уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (приобретение торгового патента) (пп. 5 п. 297.1 НКУ и п. 267.1.3 НКУ).

Налоговый учет у частных предпринимателей на общей системе налогообложения

Как указано в п. 177.1 НКУ, доходы физлиц-предпринимателей, полученные в течение календарного года от осуществления хозяйственной деятельности, облагаются по ставкам налога на доходы, определенным в п. 167.1 НКУ (то есть 15% (17%)). Объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью предпринимателя (п. 177.2 НКУ).

Учитывая нормы п. 177.2 НКУ, под доходом понимают выручку в денежной и неденежной формах. К расходам у предпринимателя на общей системе налогообложения относятся расходы, которые непосредственно связаны с получением доходов. При этом такие расходы должны быть документально подтверждены и включаться в расходы операционной деятельности согласно р. III НКУ (п. 177.4 НКУ). Поэтому предприниматель вправе отнести к расходам все расходы, которые могут быть связаны с реализацией товаров через интернет-магазин.

К расходам операционной деятельности относится себестоимость реализованных товаров (предоставленных услуг по доставке товара), административные расходы, расходы на сбыт и прочие операционные расходы. В частности, расходы на оплату труда работников (и, соответственно, начисленные суммы ЕСВ), аренду помещения, хостинг интернет-сайта, поддержание работы интернет-магазина и т.д. Перечень операционных налоговых расходов можно найти в п. 138.4, пп. 138.6–138.9, пп.пп. 138.10.2–138.10.4 п. 138.11 НКУ. Все прочие понесенные предпринимателем расходы он не сможет учитывать для исчисления объекта налогообложения.

Физлица-предприниматели на общей системе налогообложения обязаны вести Книгу учета доходов и расходов2 и иметь документы, подтверждающие происхождение товара (п. 177.10 НКУ). Кроме того, согласно п. 2 Порядка ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025, каждый работник физлица-предпринимателя на общей системе налогообложения, осуществляющий операции за наличные, ведет их учет в отдельной книге, которая регистрируется предпринимателем. В Книге для наемных лиц указывают адрес места осуществления деятельности, фамилию, имя, отчество наемного лица и самозанятого лица (работодателя) и их регистрационные номера учетной карточки налогоплательщика, а в случае его отсутствия — серию и номер паспорта (для физлиц-налогоплательщиков, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте).

Также добавим, что руководствуясь нормами пп. 267.1.1 и пп. 14.1.211 НКУ, физлица-предприниматели на общей системе налогообложения для осуществления торговой деятельности (даже через интернет-магазин) в общем случае должны при­обрести торговый патент.

Касательно проведения расчетов при торговле через интернет-магазин, то здесь все зависит от того, на какой системе налогообложения находится частный предприниматель — на упрощенной или общей.

Оформление расчетов у предпринимателя-единщика

Согласно п. 6 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (далееЗакон о РРО), предприниматели-единщики освобождаются от применения РРО и расчетных книжек (далее — РК) во время проведения расчетов (как за товары, так и за услуги).

Кроме того, в п. 296.10 НКУ прописано, что единщики 1–3 групп не применяют РРО. Кто-то может заметить, что в упомянутом пункте не указано об освобождении от применения РРО предпринимателей — плательщиков единого налога 5 группы. Несмотря на это, следует заметить, что согласно нормам преамбулы к Закону о РРО, именно последний определяет правовые основы применения РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг. Таким образом, поскольку нормы п. 6 ст. 9 Закона о РРО распространяются на всех предпринимателей-единщиков, то и предприниматели 5 группы вправе не применять РРО и, соответственно, РК при проведении расчетных операций.

Однако здесь следует помнить, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) обязаны выдавать лицу, которое получает или возвращает товар (услугу), расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции (п. 2 ст. 3 Закона о РРО). Такое же требование прописано и в п. 11 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 г. № 1023-XII.

Напомним!

Расчетный документ — документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т.п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) денежных средств, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных Законом о РРО, и зарегистрированный в установленном порядке кассовым аппаратом или заполненный вручную.

(абз. 15 ст. 2 Закона о РРО)

Поэтому при проведении расчетов предприниматель — плательщик единого налога должен выдать покупателю расчетный документ в случае наличной оплаты (или безналичной с помощью банковской платежной карточки) за товары (предоставленные услуги).

Законодатели так четко и не установили, какой именно расчетный документ предприниматель — плательщик единого налога должен выдать покупателю.

По мнению автора, при осуществлении торговли через интернет-магазин оптимальным вариантом будет выдача клиенту товарного чека или же квитанции от ПКО как при расчетах в офисе, так и при расчетах курьера непосредственно с клиентом вне офиса.

О товарном чеке

Согласно абз. 15 ст. 2 Закона о РРО, товарный чек относится к расчетным документам. Особенностей его использования ни в Законе о РРО, ни в других нормативных актах не прописано.

Кроме того, в законодательстве не определены и требования к содержанию и форме товарного чека, поэтому она может быть произвольной, что и отметили специалисты Налоговой в письме ГНАУ от 27.04.2011 г. № 7966/6/23-7015/515 ( далееПисьмо № 7966/6/23-7015/515): «...оформление расчетных операций с использованием товарных чеков в случаях, предусмотренных Законом № 265, является правомерным... субъекты хозяйствования могут выдавать товарные чеки произвольной формы».

Также контролеры отметили, что для того чтобы товарный чек можно было считать расчетным документом, он должен соответствовать требованиям п. 3.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614. В данном пункте прописано требование к кассовому чеку.

Кроме этого, налоговики даже постарались и уточнили, какие именно реквизиты они бы хотели видеть в товарном чеке. По их мнению, товарный чек должен содержать следующие реквизиты:

  • название и адрес хозединицы (торговой точки, офиса);
  • общую сумму НДС по всем указанным в нем товарам (услугам) (для плательщиков НДС);
  • наименование, количество и стоимость приобретенных товаров (услуг);
  • стоимость единицы измерения товара (услуг);
  • общую стоимость приобретенных товаров (услуг);
  • дату (день, месяц, год) проведения расчетной операции;
  • подпись лица, осуществляющего расчеты.

Таким образом, вышеуказанные реквизиты из Письма № 7966/6/23-7015/515 обязательны для товарного чека, а именно для того, чтобы такой документ считался расчетным. Конечно, можно дополнительно указывать и прочую информацию. В частности, считаем, не будет лишним в товарном чеке указать наименование предпринимателя, его код ГРФЛ, оттиск печати (конечно, если она имеется). Не забудьте сверху расчетного документа поставить его наименование — «Товарный чек».

Обратим ваше внимание еще и на то, что в соответствии с абз. 4 ст. 13 Закона о РРО, предприниматель, освобожденный от применения кассового аппарата и РК, согласно ст. 9 Закона о РРО, может использовать РРО для проведения расчетов. При этом не обязательно переводить такие РРО в фискальный режим работы и регистрировать в своей ГНИ. Конечно, напечатанный на таком РРО кассовый чек не будет расчетным документом, ведь кассовые чеки должны быть напечатаны на зарегистрированных и переведенных в фискальный режим РРО (см. ст. 9 Закона о РРО и п. 2.10 Порядка регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614). Но распечатывать на незарегистрированных РРО товарные чеки никто не запрещал. Правда, не забывайте запрограммировать РРО так, чтобы он выдавал документ с названием «Товарный чек» и с реквизитами, предусмотренными Письмом № 7966/6/23-7015/515.

О ПКО

При проведении расчетов предприниматель на едином налоге вправе выдавать покупателю приходный кассовый ордер (далее — ПКО) или расходный кассовый ордер в случае выплаты денежных средств за возвращенный товар или неполученную услугу. Сразу заметим, что хотя в перечне расчетных документов из абз. 15 ст. 2 Закона о РРО прямо не указано, что ПКО — это расчетный документ, и все же на основании ст.ст. 2 и 9 Закона о РРО ПКО можно таковым считать.

В Положении о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далееПоложение № 637), не прописан запрет использовать предпринимателям в случае получения наличных денежных средств ПКО. Более того, в письме НБУ от 22.11.2005 г. № 11-113/3961-11591 специалисты НБУ дали четко понять, что в своей деятельности предприниматели вправе использовать ПКО.

При оформлении расчетов с помощью ПКО на квитанции от ПКО нужно проставлять подпись предпринимателя и его печать (конечно, если таковая имеется). Заметим, что несмотря на оформление ПКО или прочих кассовых документов при обращении наличности, предприниматель не обязан вести кассовую книгу (абз. 4 п. 4.2 Положения № 637).

Оформление расчетов с помощью товарных чеков и ПКО — это, конечно, наиболее оптимальный вариант для предпринимателя-единщика. Вместе с тем никто не запрещает физлицу — плательщику единого налога зарегистрировать в Налоговой РРО (портативные РРО) и выдавать покупателям кассовые чеки установленной формы в качестве расчетного документа. Однако последний вариант лишь усложняет жизнь предпринимателям, поэтому он больше рассчитан на «гурманов».

Оформление расчетов у предпринимателя на общей системе налогообложения

Прежде всего вспомним, что согласно п. 1 ст. 3 Закона о РРО, субъекты хозяйствования (в том числе и частные предприниматели), осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны осуществлять расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы кассовые аппараты с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных Законом о РРО, с применением зарегистрированных в установленном порядке РК.

Под расчетной операцией следует понимать прием от покупателя наличных денежных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг), выдачу наличных денежных средств за возвращенный покупателем товар (предоставленную услугу), в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа относительно оплаты в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя, а в случае возврата товара (отказа от услуги) — оформление расчетных документов относительно перечисления денежных средств в банк покупателя (ст. 2 Закона о РРО).

Получается, что в общем случае при проведении расчетов за товар (услуги по доставке товара) предпринимателю на общей системе налогообложения следует использовать РРО как при отпуске товара в офисе (магазине), так и при передаче товаров покупателю курьером (применять портативный РРО).

Кто-то заметит, что в ст. 9 Закона о РРО преду­смотрены определенные исключения для обязательного применения РРО. Так, согласно п. 13 ст. 9 Закона о РРО, от использования РРО и РК освобождаются операции по продаже товаров в системах электронной торговли (коммерции).

Однако в соответствии с п. 1.4 Положения о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденного Постановлением Правления НБУ от 30.04.2010 г. № 223, система электронной торговли (коммерции) — это совокупность правил, процедур и программно-технических средств, использование которых позволяет потребителю осуществить удаленный доступ к прейскурантам торговцев, выполнить заказ на поставку и оплату заказанных товаров (услуг).

Исходя из вышеприведенного определения, система электронной торговли предусматривает безналичную оплату (не через платежный терминал). Поэтому освобождение от применения РРО и РК согласно п. 13 ст. 9 Закона о РРО мы не вправе применять при наличных расчетах (или расчетах через платежный терминал).

Искать освобождение от применения РРО можно и в Перечне отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденном постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336 ( далееПеречень № 1336). В упомянутом нормативе перечислены виды деятельности при проведении расчетов, за которые лицо освобождается от применения РРО, но все же должно работать с РК и КУРО.

Так, в п. 2 Перечня № 1336 находим освобождение от применения РРО операции по розничной торговле через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики), расположенные за пределами стационарных помещений.

Конечно, предприниматель на общей системе может отправлять курьеров с заказанными покупателем товарами на автомагазине (или же с тележкой, разноской), в таком случае использовать РРО не нужно, а следует лишь выписывать расчетные квитанции по РК. Правда, есть сомнения, можно ли такую ​​торговлю называть торговлей через средства передвижной торговой сети, ведь предварительно продавец получил от покупателя заказ. Хотя смелые предприниматели могут утверждать, что все в рамках требований Перечня № 1336, и, соответственно, применять упомянутый пункт «по полной». Однако следует быть готовым, что налоговики в данном случае все же будут настаивать на применении РРО.

Заметим!

РК и КУРО перед использованием нужно зарегистрировать в своей ГНИ. Регистрируют каждые РК и КУРО, которые будут использоваться в торговле, в органе ГНС по месту проживания (п. 2.1 и 3.1 Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614).

Кроме того, плата за услугу доставки товара покупателю не подпадает под льготу, прописанную в п. 2 Перечня № 1336. Поэтому если клиент должен уплатить и за товар, и за услугу доставки, значит такую ​​совместную операцию следует провести через портативный РРО. Таким образом, льготу, прописанную в п. 2 Перечня № 1336 можно использовать только в случае бесплатной доставки.

Тарас ЛИШАК,

бухгалтер, г. Киев

1 Плательщики единого налога 1 и 2 групп и единщики 3 и 5 групп, которые не являются плательщиками НДС, ведут Книгу учета доходов, форма которой утверждена приказом Минфина Украины от 15.12.2011 г. № 1637. Единщики же 3 и 5 групп, являющиеся плательщиками НДС, ведут Книгу учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Минфина Украины от 15.12.2011 г. № 1637.

2 Книга учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, утвержденная приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025.