При приеме на работу лица с инвалидностью работодателю необходимо помнить не только о выполнении норматива по трудоустройству такой категории лиц, но и о соблюдении льгот и гарантий, установленных для них. Для того чтобы подтвердить степень утраты трудоспособности и заявить о своем праве на социальные гарантии и льготы, лицо обязано представить своему будущему работодателю соответствующие документы. Вот о них и пойдет речь далее.

Лицам с инвалидностью гарантируется право на занятие предпринимательской и трудовой деятельностью с учетом индивидуальных программ реабилитации (ч. 1 ст. 17 Закона № 875).

Запрещается любая дискриминация, в т.ч. в сфере труда, по причинам состояния здоровья, инвалидности (ст. 21 КЗоТ, ст. 2 Закона № 875).

Следовательно, по мотивам инвалидности не допускаются: отказ в заключении трудового договора или в продвижении по службе либо переводе лица с инвалидностью на другую работу без его согласия (ч. 3 ст. 17 Закона № 875). Исключения составляют случаи, когда по заключению медико-социальной экспертизы состояние здоровья лица с инвалидностью препятствует выполнению профессиональных обязанностей, несет угрозу здоровью и безопасности труда других лиц либо продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема грозит ухудшением здоровья лица с инвалидностью.

В ч. 2 ст. 24 КЗоТ предусмотрено, что при заключении трудового договора гражданин обязан представить:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку (при наличии) или сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования;
  • документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья, соответствующий военно-учетный документ и прочие документы в случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, в КЗоТ не предусмотрено право работодателя требовать от нанимающихся на работу лиц, в т.ч. лиц с инвалидностью, дополнительные документы.

Тем не менее предприятия, учреждения, организации, физлица, использующие наемный труд, обязаны создавать для лиц с инвалидностью условия труда с учетом:

  • индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать прочие социально-экономические гарантии, предусмотренные законодательством (ч. 3 ст. 18 Закона № 875);
  • рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии (далее – МСЭК) и индивидуальных программ реабилитации, предпринимать дополнительные меры по безопасности труда, отвечающие специфическим особенностям данной категории работников (ст. 12 Закона № 2694-ХІІ).

К тому же следует учитывать то, что:

  • в случаях, предусмотренных законодательством, на собственника или уполномоченный им орган возлагается обязанность организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство лиц с инвалидностью согласно медицинским рекомендациям, установить по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда (ст. 172 КЗоТ);
  • решения МСЭК являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, реабилитационными заведениями независимо от типа и формы собственности (ч. 3 ст. 8 Закона № 2961);
  • индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения государственными органами, предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями (ч. 2 ст. 5 Закона № 875).

Поэтому при приеме на работу работодатели вынуждены запрашивать дополнительный пакет документов, связанных с установлением инвалидности и реабилитацией лица с инвалидностью.

Обратите внимание

Минсоцполитики в письме от 12.07.2013 г. № 3204/0/10-13/039 отмечает: сообщение сведений из акта осмотра в МСЭК об установлении группы инвалидности является исключительно правом самого лица. Ведь ст. 32 Конституции Украины не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Следовательно, работник может скрыть от работодателя наличие инвалидности. Но в таком случае работодатель не будет иметь оснований предоставить надлежащие данному лицу трудовые гарантии и льготы, в т.ч. по налогообложению зарплаты.

МСЭК выдает лицу, которому установлена инвалидность или в отношении которой установлен факт утраты профессиональной трудоспособности, справку и индивидуальную программу реабилитации (п. 24 Положения № 1317).

В справке к акту осмотра МСЭК, которая является частью формы № 157-1/о "Выписка из акта осмотра медико-социальной экспертной комиссией акта" и согласно п. 6 Инструкции № 577 выдается лицу с инвалидностью, в частности, указываются:

  • группа инвалидности и срок, до которого она установлена;
  • заключение об условиях и характере труда;
  • рекомендованные мероприятия по восстановлению трудоспособности.

Форма индивидуальной программы реабилитации утверждена приказом Минздрава от 08.10.2007 г. № 623. В ней определяются:

  • объемы и виды реабилитационных мероприятий с конкретизацией трудовых рекомендаций;
  • методы и сроки их проведения;
  • средства реабилитации и ответственные за выполнение (п. 21 Положения № 1317).

Соответственно, Минсоцполитики в письме от 22.12.2015 г. № 5947/0/4.2-06/6/ДП-15 и Гоструда в письме от 04.05.2016 г. № 5081/4/4.1-ДП-16 подытожили: при оформлении трудовых отношений с лицом с инвалидностью работодатель должен получить от него справку к акту осмотра МСЭК и индивидуальную программу реабилитации.

В свою очередь, лица с инвалидностью пользуются правом на льготы при представлении удостоверения, подтверждающего соответствующий статус, пенсионного удостоверения или удостоверения, подтверждающего назначение социальной помощи (ст. 4 Закона № 875).

Проанализировав представленные документы, работодатель обязан:

1) отказать в приеме на работу – если согласно медицинскому заключению предложенная лицу работа противопоказана ему по состоянию здоровья (ч. 5 ст. 24 КЗоТ);

2) возместить лицу с инвалидностью расходы на его проезд к месту работы и обратно к месту, где он проживает, а также расходы на проезд сопровождающего, если он необходим, – в случае отказа в приеме на работу, непредоставления работы по специальности при направлении по распределению после окончания заведения образования или в случае невозможности выполнить другие условия трудового договора и законодательства по труду (ч. 2 ст. 24 Закона № 875);

3) не устанавливать испытательный срок для лиц с инвалидностью, направленных на работу согласно рекомендации медико-социальной экспертизы (ч. 3 ст. 26 КЗоТ);

4) по просьбе лица с инвалидностью установить ему неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (ч. 1 ст. 172 КЗоТ), о чем указать в приказе о приеме на работу.

С полученных документов отдел кадров (служба персонала) делает копии и заверяет их печатью (при ее наличии) и подписью, а оригиналы возвращает лицу. Копии документов приобщаются к личному делу работника.

В дальнейшем оформление трудовых отношений с лицом с инвалидностью осуществляется в общем порядке, а именно:

  • получаем соответствующее заявление от лица и составляем приказ о приеме на работу (или же подписываем письменный трудовой договор или контракт);
  • направляем в ГНС уведомление о приеме на работу;
  • информируем под расписку об условиях труда, а также ознакомляем лицо с правилами внутреннего трудового распорядка и колдоговором;
  • проводим инструктаж работника по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной охране;
  • заполняем личную карточку.

Редакция газеты
«Интерактивная бухгалтерия»

 

 

 

______________________________________________________________

ПРАВОВОЙ ГЛОССАРИЙ

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 875Закон Украины "Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине" от 21.03.91 г. № 875-ХІІ.

Закон № 2691Закон Украины "О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине" от 06.10.2005 г. № 2961-IV.

Закон № 2694Закон Украины "Об охране труда" от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ.

Положение № 1317 – Положение о медико-социальной экспертизе, утвержденное постановлением КМУ от 03.12.2009 г. № 1317.

Инструкция № 577 – Инструкция по заполнению формы первичной учетной документации № 157-1/о "Выписка из акта осмотра медико-социальной экспертной комиссией", утвержденная приказом Минздрава от 30.07.2012 г. № 577.