Вопрос зачета встречных требований не новый. Длительный период камнем преткновения были обязательная продажа валюты и прямой запрет в постановлениях НБУ на снятие с валютного контроля операций, которые прекращаются путем зачисления. Но в 2019 году указанные запреты упразднили. Об этом и поговорим

Провести зачет встречных однородных требований можно. До 20 июня 2019 года снять с валютного контроля экспортную операцию, которая прекращалась путем зачисления, в ряде случаев невозможно было, некоторые зачисления попадали под табу. А начиная с этой даты и до сих пор ограничений нет — встречные однородные обязательства в ВЭД можно зачислять без негативных последствий. Сейчас — подробнее.

Общие нормы

Специальным законодательством — Законом № 959, Законом о валюте и ГКУ — не запрещается прекращение обязательств зачетом встречных однородных требований по внешнеэкономическим договорам.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о валюте валютные операции осуществляются без ограничений в соответствии с законодательством Украины, кроме ряда исключений, в числе которых внедрение НБУ мер защиты.

Итак, посмотрим, что же нацзаконодательство говорит о зачислении.

Статья 202 ХКУ предусматривает, что хозяйственное обязательство может прекращаться несколькими способами, в частности:

— его выполнением (проведенным надлежащим образом)

или

— зачетом встречного однородного требования.

Об этом говорится и в ст. 601 ГКУ: обязательства прекращаются зачетом встречных однородных требований, срок исполнения которых наступил, а также требований, срок исполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования.

И этому не противоречит ст. 387 ХКУ: субъекты самостоятельно распоряжаются валютной выручкой за исключением ситуаций по обязательной продаже части валюты.

Безусловно, ст. 387 ХКУ касалась тех случаев, когда хозяйственное обязательство прекращается именно путем его выполнения, в частности при получении оплаты — валютной выручки.

А сейчас посмотрим, применяются ли сегодня меры защиты, установленные НБУ, относительно зачисления обязательств в ВЭД.

Ограничения НБУ

В действующей на сегодняшний день Инструкции № 7 (пп. 5 п. 10 р. ІІІ) четко сказано, что при внедрении НБУ мер защиты в виде обязательной продажи части поступлений в инвалюте банк не вправе завершить осуществление валютного надзора за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операции по экспорту товаров на основании документов о прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований:

  • в инвалюте 1-й группы Классификатора иностранных валют/ российских рублях — независимо от суммы операции;
  • в других валютах (если общая сумма обязательств, которые прекращаются зачислением в рамках одного договора относительно экспорта товаров, превышает в эквиваленте 500 тыс. евро по курсу НБУ на дату прекращения обязательств зачетом однородных встречных требований).

Исключение — случаи завершения осуществления валютного надзора, когда обязательства прекращаются зачетом встречных однородных требований по операциям операторов телекоммуникаций по оплате международных телекоммуникационных услуг (международного роуминга и пропуска международного трафика).

Еще в качестве исключения можно упомянуть о незавершенных операциях в сумме, не превышающей незначительную (а это в эквиваленте составляет до 400000 грн), — их снимают с надзора (пп. 1 п. 9 р. ІІІ Инструкции № 7).

Отметим

Предельный срок расчетов — 365 дней (п. 21 р. ІІ Положения № 5). Исключения, когда такой срок не срабатывает, перечислены в Постановлении № 67. За нарушение срока расчетов грозит пеня за каждый день просрочки в размере 0,3% суммы не полученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы не полученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) (ч. 5 ст. 13 Закона о валюте).

То есть как такового запрета на зачет встречных однородных требований в действующих нормативных документах нет. Но как следствие есть «расплата» — неснятие с валютного контроля, правда, только обязательств в инвалюте 1-й группы и рублях независимо от суммы, а для всех остальных валют — если зачисление проводится на сумму более полумиллиона евро. Но внимание! Данные «ограничения» для зачета обязательств срабатывают «при внедрении Национальным банком меры защиты в виде обязательной продажи части поступлений в иностранной валюте» (об этом отмечается в пп. 5 п. 10 р. ІІІ Инструкции № 7).

А с 20 июня 2019 года не действует норма об обязательной продаже валюты — она упразднена Постановлением № 78. Получается, что после отмены обязательной продажи валюты автоматически не действуют и «ограничения» касательно зачета встречных однородных требований.

То есть с 20 июня 2019 года экспортные операции, обязательства по которым прекращаются путем зачета встречных однородных требований, независимо от того, в какой они валюте и на какую сумму, снимаются с валютного контроля.

Что нужно сделать для снятия с валютного надзора операции, которая прекращается путем зачета обязательств?

Банк снимет данную операцию с контроля на основании документов о прекращении обязательств по операциям по экспорту, импорту товаров зачетом встречных однородных требований при соблюдении совокупности нижеперечисленных условий (пп. 5 п. 10 р. ІІІ Инструкции № 7):

  • требования следуют из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, являющихся контрагентами по данным операциям;
  • требования однородные;
  • срок выполнения по встречным требованиям наступил или не установлен, или определен моментом предъявления требования;
  • между сторонами не было спора о характере обязательства, его содержании, условиях выполнения.

То есть если сейчас предприятие договорится с нерезидентом о зачете встречных однородных требований, прекратившиеся таким образом обязательства снимут с валютного надзора, несмотря ни на сумму (больше или меньше эквивалента в 500 тыс. евро), ни на валюту (1-я группа, российские рубли или другая), ни на дату возникновения самих обязательств.

Это подтверждают и налоговики. Например, в разъяснении из категории 112.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua) контролеры отметили, что действующее законодательство предоставляет возможность прекращения обязательств по операциям по экспорту и импорту товаров, предусматривающих расчеты в денежной форме, зачетом встречных однородных требований при наличии документов о прекращении обязательств по операциям по экспорту, импорту товаров при соблюдении совокупности нижеперечисленных условий:

  • требования следуют из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, являющихся контрагентами по данным операциям;
  • требования однородные;
  • срок выполнения по встречным требованиям наступил или не установлен, или определен моментом предъявления требования;
  • между сторонами не было спора о характере обязательства, его содержании, условиях выполнения.

Таким образом, никаких препятствий для проведения зачета встречных требований на сегодняшний день нет.

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»

 

 

 

______________________________________________________________

ПРАВОВОЙ ГЛОССАРИЙ

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины.

Закон № 959 — Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. № 959-XII.

Закон о валюте — Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII.

Положение № 5 — Положение о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5.

Инструкция № 7 — Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденная постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 7.

Постановление № 78 — постановление Правления НБУ «О внесении изменения в Положение о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте» от 18.06.2019 г. № 78.

Постановление № 67 — постановление Правления НБУ «Об установлении исключений и (или) особенностей внедрения предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 14.05.2019 г. № 67.

Классификатор иностранных валют — Классификатор иностранных валют и банковских металлов, утвержденный постановлением НБУ от 04.02.1998 г. № 34.